Как водится, в конце уходящего года многие издания, авторы, критики подводят его итоги в различных областях культурной, социальной и политической жизни. Не избегают этого и в фотографической среде. Если говорить о фотографии, то беглого взгляда на подобные публикации в медийном пространстве достаточно, чтобы сделать вывод: создание рейтингов выставочных проектов, серий или отдельных художественных снимков видится весьма проблематичным, тогда как наиболее охотно структурированию в форму хит-парада поддаются фотожурналистика и фотокниги. Среди десятков авторов обозначенных жанров, отмеченных зарубежными СМИ, есть и российские.
В этом году в подборку лучших изображений старейшего нью-йоркского здания TIME вошли снимки Юрия Козырева, представляющего фотоагентство NOOR. Фотография с лидерами «Pussy Riot» Марией Алехиной и Надеждой Толоконниковой попала в «Лучшие портреты TIME 2014», а еще три кадра, сопровождавшие материал о разрушенном в ходе военного конфликта в Сирии городе Хомс – в перечень лучших документальных снимков года. Один из них – изображающий юношу, несущего скарб, вошел в лист еще одного нью-йоркского медиа-гиганта The New York Times, который опубликовал собственный топ-100. Помимо Козырева здесь представлены работы Сергея Пономарева, Максима Змеева (Reuters), Сергея Ильницкого (European Pressphoto Agency), задокументировавших самые громкие политические конфликты уходящего года – российско-украинский, израильско-палестинский, сирийскую гуманитарную катастрофу.
Наряду с вышеперечисленными сюжетами одним из самых впечатляющих был признан заснятый фотолюбителем Никитой Дудником июльский град в Новосибирске. Именно этот снимок по версии того же TIME вошел в десятку лучших фотографий года, а британским The Guardian был включен в свой список и оказался единственным, сделанным российским фотографом.
Парадоксальным образом острые журнальные фотографии, обращенные непосредственно к зрителю и призванные быть запечатленными в его же памяти, перекликаются с идеей фотокниги автора из Санкт-Петербурга Юлии Бориссовой Running to the Edge / «Бегство на Край», тема которой и есть размышление о культурной и индивидуальной памяти и мнемонических механизмах индивидуального опыта. Изданная самим автором в количестве 100 экземпляров, книга была удостоена особого упоминания и названа одной из любимых Йоргом Колбергом / Jörg Colberg – основателем и редактором авторитетного Conscientious Photo Magazine.