Фотографу Хенрику Россу / Henryk Ross было чуть меньше 30-ти лет, когда войска нацистской Германии вторглись в Польшу. Будучи известным варшавским фотокорреспондентом и проживая в тот момент в городе Лодзь, Росс был привлечен нацистами к документированию жизни еврейского гетто, куда на территорию в 2,4 квадратных километра были переселены около 160 тысяч евреев. Официальная работа фотографа Департамента Статистики подразумевала съемку портретов-идентификаторов каждого заключенного и многочисленные «парадные» съемки пропагандистского толка.
Фотосъемки любых других сюжетов были строго запрещены, но это не помешало Россу ежедневно выходить вместе с женой Стефанией на мощеные улицы гетто и снимать повседневные сценки тайком, пряча камеру за полой габардинового пальто. За 4 года Росс сделал около 6 тысяч «нелегальных» изображений, негативы которых осенью 1944 года он закопал под останками одного из разрушенных домов, где они пролежали около полугода вплоть до момента освобождения гетто советской армией. По счастливой случайности Росс был одним из 877 выживших. За четыре года большинство заключенных гетто в Лодзи умерли от голода, почти все остальные были уничтожены.
«Я закопал негативы, поскольку они должны были быть сохранены как свидетельство нашей трагедии, – писал Росс в 50-е годы, когда он с женой уже эмигрировали в Израиль. – Я предвидел полное уничтожение польской еврейской общины и хотел, чтоб осталась хотя бы историческая летопись нашего мученичества». Примерно половина негативов уцелела – наследие Росса стало экстраординарным архивом. Игры детей, чувства влюбленных пар, дни рождения и даже театрализованные представления – будучи сфотографированными, становились для заключенных некоторым смыслом, утешением, напоминающем о лучших временах. С 1942 года на снимках появлялись уже лишь мучительные сцены, а затем – пустоши вместо некогда оживленных улиц. Больше Хенрик Росс никогда не брал в руки камеру. Все фотографии в середине 50-х он увез с собой в Израиль и долгое время они не были доступны никому, кроме него самого. После смерти фотографа в 1991 году его сын передал материалы в лондонский Архив Современного Конфликта (Archive of Modern Conflict).
Выставка Memory Unearthed: The Lodz Ghetto Photographs of Henryk Ross открыта для посещения в канадской Art Gallery of Ontario до 14 июня.