Я пишу о ПитерФотоФесте-2015 не по горячим следам, а спустя 10 дней после его закрытия. Многое сиюминутное уже стерлось из оперативной памяти. Тем интереснее – что осталось. Я уже второй раз был на собрании моих коллег по цеху в лесах за Петербургом. Атмосфера фестиваля за год стала даже ещё теплее. Три дня прошли в непрерывных беседах, общих тем было множество. Хотя первое, что всплывает в памяти – это просто лес и холмы, спрятанные под ним, аккуратные коттеджи, окно комнаты, открытое прямо в хвою, чистый воздух и чувство спокойствия. Три дня ты этим пропитываешься, сидишь на деревянных верандах, дышишь, слушаешь, молчишь – в Коробицыно просто хорошо быть.
Ну а если вспомнить, что меня туда привело все же дело – моя профессия, то вот что память выдает вслед за этим, по пунктам:
1. Фраза европейской коллеги о российских фотографах. Те из них, кто приезжал в Европу в 90-х, после падения Стены, шли с вопросом к редакторам и кураторам – «А что вам нужно, скажите?» (Ну, типа, «мы и так вам можем снять, и эдак, заказывайте» ). А их собеседникам был интересен собственный авторский взгляд, уникальный, который появляется не по заказу, а изнутри, без всякого спросу... В итоге разочарование было обоюдным.
2. Щекочущий опыт – наше открытое заседание жюри фестивальных конкурсов. Мы выбирали призеров из шорт-листа в присутствии зала, а не кулуарно. И оказалось, что ругаться, вопреки возможным ожиданиям публики, мы не хотим, уважать друг друга и чужое мнение – умеем, и компромисс находить готовы. Но какие же при этом разные у нас представления буквально обо всем! О базовых вещах: что такое «фотоистория» , «раскрытие темы» , «актуальный репортаж» , «яркое решение», о границах допустимого, о легком и трудном в профессии, о том, что такое – правда и спекуляция на жареном, где – «чернуха» и где приукрашивание реальности, поверхностность и глубина... Разница в поколениях, в образовании, в опыте, круге общения и бэкграунде – определяет буквально пропасть в понимании многих этих понятий. Мы эту пропасть чувствуем, вежливо так на неё косимся и как бы не замечаем, живем с этим, достигаем видимости компромисса, оставаясь каждый при своем мнении в душе... А что ещё нам, собственно, остается делать?
3. Неожиданный мастер-класс Мартина Врабко по фешн-портрету. На 95% это был практикум про психологию и поведение, причем не модели, а – фотографа. Я с изумлением увидел мастер-класс в формате психологического тренинга. Фотографу, если только он не снимает исключительно пельмени и брызги молока для рекламы, действительно очень полезны кое-какие упражнения из арсенала подготовки студентов актерских вузов, из практики NLP-тренингов или чего-то подобного, вариантов тут много. Все они – о внутренней подготовке автора к съемке, о его открытости и внутреннем равновесии. Потому что фотограф, конечно же, снимает всегда то, что у него внутри, а не что-то абсолютно внешнее для себя. Даже если он газетный фотохроникер. Если человек направляет свою камеру на других людей, способность тонко чувствовать их и самого себя – абсолютно необходима. И значит, почистить себя от неврозов, зажимов, комплексов, найти уверенность вместо страха, раскрыться к своим героям – важнейший залог успеха в съемке. Но при обучении об этом редко кто говорит, часто – только общими высокими словами. А тут важна практика. Врабко отлично понимает и использует это.
4. Презентация книжки Сергея Максимишина. Я не могу здесь быть объективен, потому что сам участник этого проекта отчасти. Предупреждаю об этом честно, прежде чем написать: книжка превосходная, и просто как подарок, и как учебное пособие для молодого человека с камерой. Потому что на русском языке в наше время ничего подобного не выходило ещё: каждый из 100 отобранных нами кадров снабжен техническими параметрами съемки и рассказом, как он снимался. Плюс последовательность соседних кадров – можно видеть, как развивался процесс съемки, как двигался фотограф и как он «думал» кадром. Любой из нас мечтал о такой книге, когда осваивал профессию.
5. Влад Сохин и его рассказ о том, как стать чуть ли не единственным профессиональным фотожурналистом в огромном тихоокеанском регионе. Вообще, Влад, похоже, идеальный пример того, как в XXI веке нужно становиться успешным фотожурналистом. Что для этого необходимо освоить, куда двигаться, что сделать и понять. А чего – делать не надо.
6. Драматический рассказ Андрея Поликанова о судьбе проекта «Русский репортер» и – показ работ Тани Плотниковой, её съемки язычников-марийцев и оленеводов Заполярья. Очень сильное впечатление не только от фотографий, но и от видео. Я знаком с этими работами Тани уже давно, но здесь я увидел и услышал много абсолютно неизвестных мне вещей. А ещё – Сергей Карпов с его горячей программой по пропаганде мультимедиа-проектов. Фоторедактор немецкого GEO Рут Айххорн – об отборе съемок в крупнейший европейский тревел-фотожурнал. Лиза Фетисова – о галерейных перспективах авторской фотографии. Андрей Чежин и Александр Китаев – это два в хорошем смысле фотографических духа из Петербурга, их выступления адресуются не столько к рациональному мышлению аудитории, сколько к чувственной и метафизической сторонам восприятия.
7. Конечно в памяти остался и мой собственный семинар про способы представления фоторепортажа в сети – позавчера, вчера, сегодня и завтра. Его я могу оценивать только как лектор – мне понравилось, народу было много, вопросы задавали по делу, я сам узнал от слушателей кое-что новое. Я постарался продемонстрировать, что традиционные способы показа фоторепортажей в онлайне – уже неэффективны. Пришло время гибкой верстки, адаптированной для всех видов устройств. Время острейшей конкуренции за внимание зрителя. Мало выложить свои кадры в «листалку» на сайте. Зритель быстро утомляется от необходимости кликать по каждому кадру, а вот вертикальный «сколллинг» – вещь рефлекторная, её зритель делает не осознавая. До аудитории могут достучаться только авторы, которые способны создать связный рассказ из кадров, текста, а может быть и видео, дизайна, инфографики и т. п. И если автор умеет с этим работать, его материал «не отпускает» зрителя и не утомляет его, хотя может включать в себя десятки и даже сотню кадров...
Это лишь малая часть того, что происходило на площадках ПитерФотоФеста. В ней были ещё и семинар легендарного фотожурналиста Владимира Вяткина, и декана фотофакультета Павла Маркина, был тонкий и умный рассказчик Дмитрий Конрадт, наконец была программа профессионалов издательского дела – Владимира Семенова и Павла Хазанова из Галереи Печати. Фотокнига – вершина работы фотографа, возможность оставить после себя долгоживущий материальный след, а не только пиксели и мегабайты на экранах и флешках. На площадке Галереи печати, говорят, общение продолжалось чуть ли не круглые сутки...
Ещё в начале 2000-х мы между собой, полушутя, полусерьезно говорили, что Петербург, похоже, претендует на роль фотографической столицы России. Фотофакультет, Фотодепартамент, десятки разнокалиберных площадок, сотни авторов, среди которых все больше молодых. Полтора десятилетия спустя ничего принципиально не изменилось – на Неве все так же шумно, в Питер едут из других городов, смотреть, общаться, учиться. Поэтому свой фотофестиваль городу, конечно, необходим. Очень хорошо, что он есть.
Здорово, что даже в нынешнее непростое время спонсоры – парк-отель "Золотая долина" и компания Nikon считают важным поддержать это знаковое для Северной столицы фотособытие.