На днях фонду ФотоДепартамент, базирующемуся в Петербурге, исполняется 9 лет. С самого момента основания организаторы фонда неустанно заняты продвижением современной фотографии в России и молодых российских фотографов у нас и за рубежом.
В последние годы результаты этой непростой, но, без сомнения, востребованной и нужной деятельности становятся все более осязаемыми и в первую очередь – благодаря долгосрочным образовательным программам, стартовавшим весной 2011 года, и в 2013 объединенных общим названием ФотоДепартамент.Институт. Изначально заявленная стратегия Института – а ориентиром, ни много, ни мало, здесь являлись магистерские программы зарубежных профильных университетов – трансформируется год от года. Она видоизменяется в отношении формы (так одним из последних дополнений стали выездные арт-резиденции) и в отношении содержания – живо реагируя на процессы, происходящие с фотографией и в визуальных исследованиях, и в практике внутри самой индустрии. Не будет преувеличением сказать, что сам этот процесс трансформации и является для идеологов образовательных программ, а в данном контексте скорее анти-идеологов, базовым. Поскольку, хотя в качестве цели перед учащимися и стоит весьма предсказуемая задача реализации персонального проекта международного уровня, приоритет остается за непрерывным развитием. Переопределению здесь подвергается едва ли не каждая составная часть многогранного организма, условно обозначенного как «современная фотография». Помимо закономерно приходящих на ум медиума фотографии как такового и самой фотографической практики, непрекращающемуся переосмыслению подлежит фигура автора, как субъекта фотографического действия, фотографическое сообщество и его состав, территории бытования, применения и экспонирования фотографического изображения. Между тем за сложносочиненностью подобных формулировок стоит ясное намерение – вывести фотографию к зрителю, находящемуся снаружи узкого кружка профессионального сообщества. Тон этому анти-ортодоксальному мышлению, свойственному ФотоДепартаменту в целом, в первую очередь, задают программы курсов основателя фонда, исследователя фотографии и куратора Нади Шереметовой «Преодолевая фотографию» и «Фотография. Post-graduate», чьи студенты неизменно появляются в листингах финалистов и победителей различных фотографических конкурсов. Стремление к чему-то новому и непознанному каждый год приобретает форму вызова как для самого куратора, так и для учащихся:
Ирина Задорожная, студентка образовательной программы ФотоДепартамент.Институт 2013–2015 гг., курсы «Преодолевая фотографию» и «Фотография. Post-graduate» Нади Шереметовой; дипломный проект второго года «Эффект наблюдателя», созданный в форме книги dummy, вошел в шорт-лист голландской премии Unseen Dummy Award 2015: «Сначала, я покупала книги в магазине ФотоДепартамента и редко смотрела работы в рамках выставок. Решение записаться на курс «Преодолевая фотографию» было импульсивным и сформулировано, практически, накануне дедлайна. Я думала до этого о фотографии как инструменте, как материале, но почти ничего — о фотографии, которая исследует саму себя. Медиум, развернутый на себя, проблема границ — это стало точкой притяжения, точкой входа, одним из любимых опытов смещения перспективы. К концу курса я сделала книгу. Проект-лабиринт. Форма прохождения через кураторские задания. Думаю, эта книга, с таким длинным названием «Сверло наметило точку и провернуло отверстие. Вход/выход. Где находится существо: внутри или вне?» , может быть отличным навигатором по курсу. Второй год, возможно, был как разговор в чистом поле, в продолжении которого тихий голос только намекает на то, что ты мог бы сделать с этой землей на этой земле. Я думаю об этом даже не как о методе обучения, а, скорее, как о практике вскрытия. Процесс этот стоит в стороне от структурированной, последовательно разворачивающейся во времени системы обучения традиционных институций. Это эксперимент, в отсутствии внешнего наблюдателя. Вызов, на который ты можешь ответить действием, провокацией, отстранением или послать все к чертовой бабушке. И все это будет твоей экзистенцией. И все это может стать твоим материалом».
С точки зрения экспериментов из разряда «выход за» интересен опыт этакого «каминг-аута» за пределы галерейных, как впрочем и любых других, стен. Так в этом году в рамках международного фотофестиваля фотографии в Угличе кураторами Института Надей Шереметовой и Яной Романовой был реализован выставочный проект «Конструкция. Фотография в поисках метода», куда вошли серии 18 авторов, большая часть из которых были или являются студентами Института:
Юрий Гудков, студент образовательной программы ФотоДепартамент.Институт 2014–2015 гг., курс «Преодолевая фотографию» Нади Шереметовой; дипломный проект «Следи за тем, что видишь» был представлен в рамках выставки «Конструкция. Фотография в поисках метода» (Углич), в виде фотокниги вошел в шорт-лист голландской премии Unseen Dummy Award 2015: «Сначала было много теории, а вторая половина года оказалась почти полностью посвящена групповому проекту. Это был интересный опыт создания целого высказывания из анализа не совсем ясного, но манящего, явления – визуального ряда платформы бесплатных объявлений Авито. Мы узнали о том, как делаются выставки от и до, как выбрать оптимальный формат представления проекта в пространстве. Финальным аккордом образовательной программы для меня были защита персонального проекта и международное портфолио-ревю, где мой фотокнижный дипломный проект «Следи за тем, что видишь» получил разные отзывы – где-то я был рад, что человек все считывает без лишних слов, где-то сталкивался с непониманием. Кто-то задавал простые, но важные вопросы, на которые трудно было ответить, и это было хорошо. Однако после завершения курса обучение для меня не закончилось. Следующим этапом стала подготовка выставки для фестиваля «Фотопарад» в Угличе. Перенести материал, который существовал изначально в книжной форме, на стены забора стало для меня крайне интересной задачей. Конечно, пришлось столкнуться с некоторыми сложностями, начиная с подготовки файлов к печати и заканчивая развеской изображений, которые, отдаваясь порывам ветра, начинали жить своей жизнью. Мы не учли этого, замышляя экспозицию, но получили в конечном итоге новый уровень восприятия изображения – ветер делал видимым стремление изображения «прорваться» , «вырваться» из своей плоскости и одновременно невозможность находиться вне ее».
Надо отметить, что Гран-при конкурса, прошедшего в рамках угличевского «Фотопарада», получила фотограф Евгения Жуланова за серию «Север. Провинция как зрелище», снятую в ходе обучения на курсе Михаила Доможилова «Документальная фотография и фотожурналистика», реализованного в рамках образовательной программы ФотоДепартамент.Институт в 2014–2015 гг.. Вплоть до нынешнего учебного года эта кураторская программа была ориентирована более на современную фотожурналистику, с детальной проработкой методов и требующими от учащихся выхода за собственные пределы упражнениями:
Ксения Иванова, студентка образовательной программы ФотоДепартамент.Институт 2013-2015 гг., курсы «Документальная фотография и фотожурналистика» Михаила Доможилова и «Сила среды» Яны Романовой. Серия «На грани» получила несколько наград на российских фотографических конкурсах («Прямой взгляд», «Молодые фотографы России», конкурс репортажной фотографии им. Ефремова и других): «Первые месяцы обучения на курсе Миши Доможилова носили более теоретический характер, здесь мы получали мощную базу, а также выполняли практические задания: создать «психологический» портрет, снять в разных визуальных стилях одну тему или человека, сфотографироваться обнаженным с обнаженным же незнакомцем у него дома и многое другое. Но самым ценным на курсе для меня оказался опыт полевой работы. Это были фотоэкспедиции в Ржев и Астрахань. Только тогда, в отрыве от своей зоны комфорта, я прочувствовала, что значит работать в поле: включить свои организаторские способности и неожиданно для самой себя уговорить администрацию города и другие госучреждения на съемку, найти нужных людей, четко спланировать время и место съемки, наладить контакт с героем. Особое очарование придавал нашим экспедициям дух приключения и товарищества, особенно запомнились моменты, когда мы собирались уже поздно вечером после съемочного дня и показывали друг другу отснятый материал, делясь пережитыми впечатлениями. К Яне Романовой на курс «Сила среды» я пошла за иным способом думать. И не только о фотографии. Мы часто коллективно обсуждали наши проекты. Долго обсуждали. Молчали. И снова обсуждали. Для меня было новым и удивительным опытом видеть, как у одного человека рождается мысль, затем она подхватывается кем-то другим, постепенно разрастается и превращается в стройную коллективную идею. От этого порой захватывало дух, пленяло забытое чувство единения. Вторым и не менее ценным было научиться задавать тому, кто (или что) перед тобой (а пуще – самому себе), вопросы. Вопросы, которые звучат, возможно, до наивности просто, и даже становится как-то неловко за них. Неловко от того, что до этого ты себе их не задавал, следуя привычным мыслительным маршрутам».
Программа курса Михаила Доможилова этого учебного года «Девять и один проект» выйдет за рамки фотожурналистики в сферу актуального сегодня «постдока», находящегося как раз на пересечении действительного и постановочного, что сближает этот курс с популярной не первый год программой Яны Романовой «Неформат. Между журналистикой и современным искусством. Сила среды», где речь пойдет о том, как точно выбирать медиум, язык и методы для того, чтобы рассказывать о мире «как вы его знаете». Фотография как современное искусство будет фигурировать в программах курсов Алины Белишкиной. Кроме того, в этом году в преподавательский состав Института вошла фотограф, фотокритик, основатель первого русскоязычного блога о фотокнигах This is a photobook Анастасия Богомолова с курсом «Мифологика региона», который обещает немало сюрпризов. Возвращаясь к тому, что кураторы и студенты Института при ФотоДепартаменте находятся в постоянном поиске и процессе переформулирования себя и фотографического медиума, зачастую этими самыми процессами определяя направление развития российской молодой фотографии, стоит отметить, что происходящее выходит далеко за рамки учебного пространства, темного и уютного, с мягким интимным светом проектора и вкусом печенья. Особых успехов добиваются те, кто продолжает перманентный эксперимент с расширением собственных границ и после завершения образовательных программ. Так неделю назад в объявленном списке участников основного проекта 6-й Московской биеннале современного искусства была анонсирована Елена Холкина, а 5 сентября в рамках международного фотофестиваля в хорватском Загребе открылась выставка бывших студентов Института Егора Рогалева и Алексея Боголепова.
Заявки на участие в образовательных программах ФотоДепартамент.Институт принимаются до 17 сентября 2015 года (включительно).
Партнерская ссылка – купить с_тероиды