Начало нового года ассоциируется не только с праздничными распродажами, подарками и украшением ёлки. В мире коммерческой фотографии, вот уже более полувека, зима – время торжественной презентации очередного календаря итальянского производителя шин «Pirelli». Календарь 2016, портреты для которого уже во второй раз в истории этого маркетингового продукта снимала американка Энни Лейбовиц, в иностранной прессе чаще всего называют «другим», указывая на радикальную смену как общей визуальной тональности запечатленных женщин, так и на выбор «моделей».
За 50 лет известному календарю удалось пройти достойный анализа путь трансформации. «Pirelli» возник в 1964 как попытка «оздоровления» эстетических представлений механиков, чьи гаражи часто украшали снимки полуголых девушек. Сегодня календарь без преувеличения можно назвать легендарным: на сайте компании историю его изменений описывают как «путешествие по эволюции вкуса, общества и традиций». Однако, удивительным образом, календарь стал не только отличным индикатором мирового признания запечатленных на его страницах моделей и успешности команды профессионалов, которая каждый год детально разрабатывала элементы макияжа девушек, их нарядов (а чаще отсутствия), а также выбирала все новые удивительные места для съемок. «Pirelli» стал настоящим зеркалом общепринятых представлений о красоте, женственности и сексуальности.
Однако, только в 2015 году мир четко увидел, как могут выглядеть фотографии, если они отражают все эти представления глазами женщины.
Коммерциализация женского тела все еще воспринимается в современном обществе как норма. Несмотря на растущее во всем мире число образовательных мероприятий и институтов феминистического направления, количество рекламы, где женщина продолжает быть представлена как товар, предлагаемый мужчине-покупателю, меньше не становится. Шаги в сторону прогрессивных изменений, несомненно, есть (например, акция «Dove Campaign for Real Beauty» или поздравительный календарь «С днем рождения, премьер Путин!» от студенток журфака МГУ), но они ничтожны по сравнению с прекрасно функционирующей машиной разжигания мужских эротических желаний и укрепления патриархальных ценностей.
Интересно, что за полвека своего существования «Pirelli», по сути, изменился очень мало. «Путешествие по эволюции вкуса, общества и традиций» скорее заключалось в топтании на одном месте – менялись разве что купальники и места съемок. И если, например, в 1960-х купальникам еще дозволялось прикрывать некоторые части тела, то с течением времени девушки все чаще появлялись на страницах полностью обнаженными.
Бессменным лидером локаций съемок, призванным оправдать наготу, многие годы оставался пляж. Стоит отметить, что в 2000-х, правда, модели разрешилось переместиться с прилипающего к сочным частями тела песка в декорации города - ведь в XXI веке женщинам иногда приходится и на работу ходить…. Но и в урбанистической среде представление женской красоты неизменно сводится к одной цели. Позы, томные взгляды, пухлые губы – год за годом фотографы, чьи имена к тому времени уже были прописаны в истории коммерческой и фэнш фотографии, с небольшими вариациями, которые можно списать на «оригинальный авторский стиль», продуцировали тот же самый месседж: красота женщины имеет только одну цель – привлекать и соблазнять мужчину.
Существенным отличием календаря 2016 можно назвать то, что он, определенно, сделан для женщин и о женщинах. Несмотря на то, что за историю существования «Pirelli» среди более 40 фотографов все же есть имена женщин, их катастрофически мало (а именно всего три - Сара Мун, Джойс Теннисон и Инез ван Ламсвеерде) и их работы отнюдь не такие радикальные, как портреты, которые сделала в этом году Энни Лейбовиц.
Интересно отметить, что Лейбовиц приглашают поработать над образами женщин-«Pirelli» уже во второй раз. В 2000 она снимала для календаря супермодель Летицию Каста, сделав при работе акцент на имитацию выдающихся живописных полотен Ботичелли, Модильяни и других художников, а не на общепринятый сексуальный призыв, который доминировал в календарях, в том числе и последние десятилетия. Фотографии, по признанию самой Энни, оказались «простыми и интимными», а взгляд, которым она пыталась увидеть обнаженную модель, можно определить скорее как восхищающийся, созерцающий вневременное проявление универсальной, классической красоты – лини, изгибы и светотени.
«Календарь 2000 был упражнением в фотографии ню. Концепция была простой, - отмечает сама фотограф, - в 2016 мы сделали нечто совсем другое, хотя в то же время и простое».
«Другим» календарь 2016 года справедливо считают по ряду причин. Во-первых, в его создании в качестве моделей участвовали женщины, которые не являются моделями или актрисами. Портреты 13 женщин, представляющих самые разные возраста, национальности и профессиональные достижения, запечатлели совершенно иное понимание красоты и сексуальности, не связанное буквально и исключительно с идеей соблазна. Важно отметить, что идея «другого» подхода – вовсе не результат креативности Лейбовиц. Как комментирует фотограф на презентации календаря в Лондоне, задумка принадлежала именно заказчику – самой группе «Pirelli»:
«Когда они связались со мной, то сразу же отметили, что хотят реализовать другую, отличающуюся от прошлой, стратегию. Они предложили мне сфотографировать женщин, которым каким-либо образом удалось проявить себя. Мы сошлись во мнениях, и следующей целью стало показать их очень прямо. Я хотела, чтобы на снимках женщины выглядели точном такими, какими они есть на самом деле, без всяких уловок.
… Мне хотелось сделать классический набор портретов. Я подумала, что женщины должны выглядеть сильными, но естественными, поэтому был выбран формат простого упражнения в студии. Календарь получился действительно абсолютно другим. Это точка отсчета».
В качестве героинь, чью красоту и естественность было решено запечатлеть в календаре грядущего года, выбрали актрису и первого китайского посла доброй воли в агентстве ООН по делам беженцев Яо Чен, кинопродюсера и президента «Lucasfilms» Кэтлин Кеннеди, комедийную актрису, сценаристку и звезду жанра стендап Эми Шумер, рок-певицу и поэтессу Патти Смит, художницу и музыканта Йоко Оно, теннисистку Серену Уильямс, модель, учредителя фонда помощи детям «Обнаженные сердца» Наталью Водянову, режиссёра Аву Дюверней, автора блога «Style Rookie» и онлайн журнала «Rookie» Тави Гевинсон, художницу Ширин Нишат, писательницу и журналистку Френ Лебовиц и президента компании «Ariel Investments» Меллоди Хобсон. Филантроп, меценат и коллекционер предметов искусства Агнес Ганд снялась с внучкой Сэди Рэйн Хоуп-Ганд.
По мнению компании «Pirelli», эти женщины разных возрастов и национальностей, достигшие успехов в искусстве, киноиндустрии, моде, индустрии развлечений, музыке, спорте, и новых цифровых СМИ, составят собирательный потрет современного мира.
Кроме отказа от традиционного представления на своих страницах профессиональных моделей, «Pirelli» пропагандирует и «другую» сексуальность в визуальном плане: обнаженной в календаре представлена только героиня декабря - комедийная актриса Эми Шумер. Небрежно держа в руках чашечку кофе, Эми, как и остальные женщины, сфотографирована в простых интерьерах скромной фотостудии.
Решение отойти от традиционного представления обнаженных женщин действительно является революционным для «Pirelli», однако не они первые задумались о смене курса. В октябре популярный мужской журнал «Playboy» официально заявил о том, что не будет больше помещать на свои страницы обнаженных женщин. По мнению его редакции, широкая доступность контента порнографического и эротического содержания в интернете, несомненно, оказывает влияние на снижение интереса широкой аудитории к обнаженному телу. И если желания гигантов, вроде «Playboy» и «Pirelli», пересмотреть работавшую десятилетиями стратегию вызваны маркетинговыми стратегиями, то на деле они оказываются шагом и в сторону решения проблемы равноправия женщин. Особенно есть учесть, что речь идет о таком традиционно сексистском поле как эротический календарь.
Окажется ли новое детище от «Pirelli» той самой «точкой отсчета» в вопросе коммерциализации женского тела? Научится ли нынешнее и новое поколение видеть и ценить в женщинах красоту не только груди и ягодиц, но и ума, силы и чуткости? Будет ли целеустремленная женщина ассоциироваться с красотой и сексуальностью? Это покажет только время. А пока, читая комментарии некоторых разочарованных любителей эротики, остается только надеяться, что нам выпадет еще шанс жить во «времена одетых женщин».