Уже несколько лет подряд на зарубежных онлайн-ресурсах и в профильных блогах декабрь традиционно превращается в период массированной атаки рейтингами лучших фотокниг года, замеченных критиками, кураторами, коллекционерами, редакторами и прочими лидерами мнений индустрии. Хотя в последнее время подобный парад списков, сделавшийся обязательной частью закрытия очередного издательского сезона, все чаще становится мишенью для иронизирования как над художниками, так и над экспертами и теми, кто желает ими быть или казаться (шорт-листов публикуется действительно слишком много), знакомство с содержанием таких обзоров по-прежнему остается наилучшим способом разобраться, что произошло на этом поле за 12 месяцев. Словом, если по каким-то причинам то или иное название было пропущено в течение года, первый месяц зимы — самое то, чтобы взглянуть на марш победителей (в 2015-м по числу упоминаний лидирует проект «Imperial Courts: 1993—2015» голландки Даны Ликсенберг). Исследователь фотокниг Анастасия Богомолова нашла в англоязычных рейтингах работы выходцев с постсоветского пространства и объединила их в одном материале.
Для авторов, связанных с территорией бывшего Союза, 2015-й, если сравнивать с прошлым годом, выдался значительно более урожайным на внимание со стороны так называемых opinion leaders. Без малого два десятка изданий были отмечены экспертами в персональных и коллективных списках, составленных для профильных сайтов. Даже если не брать в расчет имена художников, давно живущих за пределами родины и выпускающих свои книги тоже только за рубежом, общий итог, тем не менее, выглядит впечатляющим (в 2014-м насчитывалось восемь названий).
Если взглянуть на всю подборку в целом, вряд ли можно будет назвать ее ровной. Помимо очевидной разницы между большими проектами (и большими именами), продукцией независимых издательств и домашним селф-паблишингом, отличия наблюдаются и среди отдельных территорий. В России, к примеру, налицо преобладание самиздата — в сущности, у нас практически нет институций, работающих именно с фотокнигой. Если говорить честно, то в этом поле находится по-прежнему лишь Treemedia (позволю себе не включать сюда пока петербургскую «Галерею печати» с ее уклоном преимущественно в производственный процесс). Техническое качество и эстетика продакшна тоже разнятся. Несмотря на это (а порой и вопреки), каждая из публикаций была отмечена в зарубежных рейтингах.
7 упоминаний
Boris Mikhailov «Diary»
Koenig Books
Да, Михайлов — это высшая лига. Да, он как раз из числа тех авторов, кто продолжительное время живет за пределами родной страны и уже принадлежит не конкретной территории, а миру. Тем не менее его самые сильные работы по-прежнему связаны с постсоветским полем и наследием бывшего Союза. Новую книгу художника, выпущенную по традиции крупным немецким издательством Koenig Books, Михайлов посвятил группе «Голубая лошадь» — неформальному объединению молодых харьковчан, многие из которых в период существования СССР попали в тюрьму по обвинению в «порнографии» (под этим словом понимались и прослушивание битлов, и танцы под рок-н-ролл). В дневниковой манере автор выводит повседневную жизнь в Советской Украине, снабжая свой скрапбук интимными комментариями. «Охватывая примерно 50 лет, крайне плотный „Diary“ — это больше книга художника, чествующая антигероя, того, кто бросает вызов одновременно системам политики и фотографии. Выражаясь словами эссеиста Франческо Дзанота, „Дневник“ Михайлова — возмутительная и едкая одиссея homo sovieticus», — пишет об издании американский документалист и блогер Джеффри Лэдд, принявший участие в составлении престижного списка для популярного онлайн-магазина photo-eye.com. В мета-рейтинге лучших изданий Diary фигурирует на десятом месте с семью упоминаниями.
Рейтинги: Time Lightbox, Jeffrey Ladd, Little Brown Mushroom, Miwa Susuda, Ed Templeton, Tiane Doan Na Champassak, Will Steacy.
6 упоминаний
Ivars Gravlejs «Early Works»
MACK
Эксцентричный альбом латвийского художника Иварса Гравлейса, документирующий его школьные 1990-е, когда приобретение камеры превратилось для 11-летнего мальчика в инструмент безудержного восстания против власти учителей и в способ насмехательства над эстетическими принципами мира взрослых. Уже в современном издании автор объединил свои ранние снимки, коллажи и монтажи в восемь разделов (среди них есть, например, «Концептуальное» и «Поп-арт»). Писатель, блогер и лектор Колин Панталл назвал «Early Works" одной из самых любимых фотокниг всех времен: «Она гневная, саркастичная и веселая, полная энергии, которая кажется совершенно знакомой». Одиннадцатое место в мета-рейтинге проект Гравлейса делит еще с семью публикациями.
Рейтинги: Time Lightbox, Alejandro Cartagena, Simon Baker, Colin Pantall, Martin Parr и другие.
5 упоминаний
Shilo Group «Chronicle»
dienacht Publishing
Тот же Колин Панталл назвал это издание лучшей украинской книгой 2015-го. В свою очередь, владелец токийской Zen Foto Gallery Марк Пирсон, знаток японской и китайской фотографии, в блоге онлайн-магазина Photobookstore написал про работу группы «Шило» так: «„Хроника“ — проект, снятый в Украине в 2010—2015 годах и отпечатанный в ванной комнате на советской фотобумаге. Результат получился грубым и странным. Его шероховатость транслирует потрясение, тревогу и страх, который люди испытывали в течение тех лет, что нормальность неуклонно превращалась в противостояние и войну». Новая публикация дуэта Краснощек—Лебединский, авторов удивительной прошлогодней «Euromaidan», продолжает изучение актуальной повестки дня, следуя традициям японских протестных изданий 1960-х. И вновь это одно из наиболее громко заявивших о себе изданий от авторов с постсоветского поля. Тенденция налицо.
Рейтинги: Cape, Hannah Watson, Colin Pantall, Josef Chladek, Mark Pearson.
3 упоминания
Alexander Gronsky «Norilsk»
The Velvet Cell
Пятое место в списке бестселлеров известного онлайн-магазина Photobookstore, три упоминания в рейтингах лучших фотокниг года. Гронский остается в числе наиболее востребованных российских фотографов. В своем новом издании в очередной раз он демонстрирует то, что ему дается лучше всего — удивительные пейзажи. «Книга великолепных изображений, красиво напечатанных идеальным размером», — замечает документалист Алехандро Картахена, комментиуря свой выбор «Норильска» для списка photo-eye.com. Блог Innocent Curiosity соглашается.
2 упоминания
Evgenia Arbugaeva «Tiksi»
The Eyes Publishing
Проект «Тикси», чье победное шествие по всевозможным конкурсам можно было наблюдать в последние два-три года, наконец-то обрел книжную форму — довольно простую, надо сказать. Издание дважды фигурировало в итоговых списках. В одном случае — в рейтинге Time Lightbox, куда работу включила фоторедактор National Geographic Сара Лин с комментарием, больше относящимся к удивительным изображениям Евгении Арбугаевой в целом, нежели собственно к книге.
Julia Borissova «Address»
Self-published
Юлия Бориссова, пожалуй, самый стабильно работающий с жанром фотокниги российский автор. За три года она в одиночку выпустила пять изданий, каждое из которых не осталось незамеченным. «Дальний берег» (2013) побывал в шорт-листе кассельского конкурса Dummy Awards, «Бегство на край» и «ДОМ» (2014) получили отличные рецензии и попали в несколько итоговых списков. Нынешний «Адрес», где художник пытается соединить свое прошлое местожительства с настоящим «я», входил в число финалистов нескольких премий и вновь отмечен под конец года. Создатель проекта Virtual bookshelf Йозеф Кладек назвал издание среди лучших цветных публикаций, а Calvert Journal включил эту работу в подборку наиболее интересных восточноевропейских проектов последнего времени.
Yulia Krivich «Presentiment»
Fundacja Sztuk Wizualnych
«„Предчувствие“ Юлии Кривич — одна из самых прекрасных иллюстраций текущей ситуации в Украине, показывающая неоднозначность точек зрения среди молодежи, для которой война — это просто еще один пост в инстаграме. К сожалению, этот конфликт не исчезнет, даже если будет проговорен современным фотографическим языком», — говорит Рафал Милах, включивший проект Юли в свой топ для photo-eye.com. Calvert Journal присоединяется.
Misha Pedan «M»
Khimaira förlag
Представитель «харьковской школы», основатель объединения UPHA, куратор и фотограф Миша Педан, уехавший из Украины в Швецию еще в 1990-х, подобно его соотечественнику Борису Михайлову, продолжает обращаться к советскому прошлому своей родины. Его предыдущая книга «The End of la Belle Époque» (2013), прекрасно изданная Khimaira förlag, вобрала в себя снимки 1986—1989 годов. Нынешняя публикация «М» включает кадры, сделанные в 1985-м и 1986-м в харьковском метро скрытой камерой. «Поэтичная летопись Советской Украины» — так проект, вошедший в шорт-лист премии Anamorphosis Prize, описывается в аннотациях. Йозеф Кладек назвал издание в числе лучших черно-белых книг года, а Calvert Journal упомянул у себя в списке.
1 упоминание
Anna Block «Waters brake rocks»
Self-published
Кэлин Крузе, если взглянуть на каталог его независимого немецкого издательства dienacht Publishing (там есть и Екатерина Анохина, и Ольга Матвеева), вообще жалует авторов с постсоветского пространства. В своем трехчастном обзоре самых любимых фотокниг ушедшего года он выделил три работы российских художников. Первая среди них (в алфавитном порядке) — чувственный зин Анны Блок. «Прекрасно сделанный вручную и хорошо соединяющий интимность и природу», — пишет Крузе.
Artur Bondar «Signatures of War»
Self-published
Независимый куратор Юми Гото отметила в своем списке на сайте PhotoBookStore книгу украинского фотографа Артура Бондаря, которую он издал по завершении успешной краудфандинговой кампании. «Подписи войны» вобрали в себя семь десятков полароидов, на которых запечатлены ветераны Великой Отечественной. Серия снимков много публиковалась в течение последних нескольких лет, но, обретя книжную форму с мастерским дизайном Антона Лепашова, проект изменился тонально, получил новую глубину. Хотя работа напрямую соотносится с конкретным историческим событием, это книга о войне вообще, о любой войне, которая с жадностью пережевывает людские тела.
Ilkin Huseynov «Mühit»
RIOT Books
Переиздание книги Илькина Гусейнова «Mühit», с которой началось независимое издательство RIOT Books, отмечено проектом 10x10 photobooks. Над этой публикацией фотограф из Азербайджана, живущий в Европе, работал, вернувшись на родину после учебы за рубежом и испытав чувство отчуждения по отношению к некогда близким местам, в которых провел свое детство. «Mühit» — погоня за воспоминаниями, оказавшимися единственным, чему художник мог довериться, столкнувшись с реальностью изменившегося Азербайджана.
Mikhail Karasik & Manfred Heiting «The Soviet Photobook 1920—1941»
Steidl
По сути, англоязычная версия сразу двух альбомов под редакцией Михаила Карасика, выходивших на русском, а именно «Парадной книги Страны Советов» и (в меньшей степени) «Ударной книги советской детворы», посвященных пропагандистским фотоизданиям СССР. Европейский вариант содержит больше иллюстраций и выглядит роскошнее (стоит, кстати, тоже роскошно). «The Soviet Photobook» в своем итоговом шорт-листе отметил редактор немецкого блога Kasselerfotobuch Томас Вигэнд.
Elena Kholkina «Your Cat»
Self-published
Тот же Вигэнд выделил ироничный фотозин Елены Холкиной «Your cat», прокомментировав свой выбор: «Очаровательное малобюджетное производство с выдающимся контрибьютером». В последнем случае имеется в виду косвенная причастность Мартина Парра к проекту Лены. «Я выбрала для зина картинки, через которые можно говорить о современном портрете кота, — рассказывает автор. — Название для книги мне подарил Мартин Парр, который приезжал в Москву с лекцией. Я захотела взять у него автограф. У меня с собой был только паспорт, а в паспорте я ношу фотографию своего кота. Я дала ему эту фотографию и сказала: „Мартин, подпишите, пожалуйста“. Он посмотрел: „Что это?“ Я говорю: „Это моя кошка“. И он написал мне: „Your cat“».
Ivan Petrokovich «Black Garden»
Self-published
«Вооруженный конфликт между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе официально закончился перемирием, но сообщения о стычках и жертвах с обеих сторон продолжают поступать каждый год. В то же время сама природа и земля здесь будто находятся в вечном покое, скрывая под собой следы войны и одновременно сохраняя вековые следы мирного сосуществования двух народов», — пишет о собственной работе Иван Петрокович. Копию его зина Кэлин Крузе заполучил на фестивале в Вене (туда российский автор приехал вместе с другими студентами Школы Родченко) и включил теперь в свой персональный топ с комментарием: «Помню я спросил себя, почему он не сделал из этого „правильную“ книгу. Тема, если добавить небольшое исследование и дополнительную информацию, определенно, достаточно интересна».
Jana Romanova «Waiting»
Self-published
«Молодое поколение русских фотографов демонстрирует свою настоящую силу, особенно когда уходит от нудного формата каталога в мягкой обложке», — пишет о книге Яны Романовой Мартин Парр, чья рекомендация является, пожалуй, одной из самых желанных. Яна — автор, весьма плодотворно работающий в издательском поле, но ее самый публикуемый проект «Ожидание» с портретами семейных пар, у которых скоро родится ребенок, шел к нынешней форме дольше остальных. И наконец дождался своего часа. Как в случае с «Подписями войны», за книгой тоже стоит успешная история краудфандинга. Дизайнером издания опять же выступил Антон Лепашов.
Gosha Rubchinsky «Youth Hotel»
Idea Books
«Youth Hotel» (название отсылает к советской гостинице «Молодежная») — галерея портретов «нового, полного надежд поколения, будущего современной России», как заявляет сам Рубчинский, известный дизайнер и завсегдатай глянца. Тираж издания в 500 копий был распродан за сутки. Calvert Journal включил книгу в число наиболее интересных восточноевропейских публикаций.
Alexander Sedelnikov «See you later!»
Self-published
«Это, наверное, один из самых толстых зинов, что я когда-либо видел. И все-таки это именно зин, а не книга, который отдает должное изображениям — сырым, личным, спонтанным», — пишет про работу Саши Седельникова Кэлин Крузе.
Yury Toroptsov «Deleted scene»
Kehrer Verlag
Уроженец Владивостока, учившийся в Нью-Йорке и давно живущий в Париже, Юрий Торопцов сделал книгу о поисках отца, которые перенесли его в Сибирь, в места, где Курасава снимал в 1974 году свою картину «Дерзу Узала». Архивные документы, старые карточки, виды тайги, фрагменты современной жизни становятся частью одного нарратива, в котором проводятся неслучайные параллели между охотой и фотографией. Рамон Реверте, креативный директор издательства Editorial RM, выбрал эту публикацию как одну из лучших в ушедшем году.