В январе вышла фотокнига известного тандема художников — Адама Брумберга и Оливера Чанарина «Spirit is a Bone» («Дух это кость»). На этот раз их проект представляет собой серию 3D-портретов жителей современной Москвы, среди которых несложно обнаружить и медийных персон — Екатерину Самуцевич, Алексея Навального и др. Впрочем, этот проект является скорее не размышлением о горожанах или политических активистах, а осмыслением границ между визуальным и материальным, современных технологий и политики как таковой.
Название книги не случайно — это прямая цитата из «Феноменологии духа» Гегеля: «...действительность и наличное бытие человека есть его черепная кость» (Часть 1, Глава V, A, b). Эти слова Гегеля по-своему подтверждает технология московской компании Vocord, знакомство с инженерами которой и побудило Брумберга с Чанарином начать «Spirit is a Bone».
Столичные инженеры разработали алгоритм, который из множества снимков, сделанных без ведома фотографируемого, способен воссоздать реалистичную 3D-модель лица. Изначально проект должен был состоять из двух частей. Помимо части с 3D-моделями, существовал еще набор обычных, несмоделированных портретов людей с надетыми на голову шерстяными балаклавами — своего рода не-цифровой способ защиты от всеобъемлющего виртуального ока. В книге авторы об этой части не упоминают, но вполне вероятно, что она стала жертвой технического прогресса — если в 2014-м балаклава еще могла спасти, то в 2016-м технологию вполне уже могли «научить видеть сквозь шерсть».
Как бы то ни было, за счет отсутствия второй части книга скорее выиграла. Набор неуклюжих программно-сгенерированных лиц, не дополненных никаким живым материалом, делает еще лучше возможность увидеть преемственность по отношению к Августу Зандеру. Как отмечают авторы, для них было важно понять, что может представлять из себя портрет в эпоху, насквозь подчиняющуюся логике цифры. Однако зандеровский портрет здесь рассматривается в контексте всей его истории: снимки Зандера, заклейменные нацистами, потом использовались как средство для демонстрации «врагов общества», таким образом, сыграв противоположную заложенной автором роль.
Адаптируя метод Зандера к современной реальности, Брумберг и Чанарин изначально вкладывают критическое отношение к аполитичному взгляду на технологии слежения. 3D-изображения они сравнивают с «посмертными масками», то есть с тем, что имеет одновременно отношение и к живому и не-живому. Материальная маска — последнее, что связывает с видимым проявлением человека — телом — и в то же время это то, что является символом его смерти. Подобной же властью совершать переход в мире виртуальных образов обладает наблюдающая инстанция. Как замечает Эйал Уайзман(Eyal Weizman), арт-критик, беседа художников с которым представлена в конце книги, в «Spirit is a Bone» решающее воздействие оказывает «преступление». Иными словами, как только возникает малейшее подозрение насчет кого-то из имеющихся в «3D-картотеке», реалистичный с виду, но совсем не живой «череп» мгновенно превращается в информацию о реальном, живом человеке — от цвета его волос до того, где он находится в данный момент. Таким образом, можно говорить о материализации образа по щелчку — щелчку не затвора, но подозрения.
Заказать книгу можно на сайте издательства MACK: http://www.mackbooks.co.uk/books/1107-Spirit-is-a-Bone.html
Spirit is a Bone by Adam Broomberg & Oliver Chanarin from PhotoBookStore.co.uk on Vimeo.