Фотографическое образование в России прошло в своем развитии несколько этапов.
На первом этапе, рубеже 19-20 веков, когда фотография собственно сама становилась на ноги, образования по сути дела не было. Основоположники, пришедшие в новый вид деятельности от мольберта или от письменного стола, заваленного чертежами камеры-обскуры, сами придумывали догматы профессии, изредка поглядывая друг на друга. Несколько следующих поколений фотографов приобретали необходимые умения, работая за науку в качестве «мальчиков для растирания красок».
Появление в 20-х годах прошлого века более компактных и доступных по цене фотоаппаратов вызвало к жизни фотолюбительство. Любители тоже были самоучками, приобретая знания из книг, вроде знаменитых «25 уроков фотографии» или статей в журнале «Советское фото». Местами, где можно было получить навыки фотографирования в очном режиме, стали многочисленные фотокружки и немногочисленные фотоклубы.
На этом втором этапе появилось и профессиональное фотографическое образование, которым занимались профтехучилища и техникумы. Готовили там фотографов бытовых фотоателье. Образование было средним – в прямом и переносном смысле. С высшим образованием все было значительно сложнее. ВУЗы подготовкой фотографов не занимались. Вплоть до недавнего времени, только в некоторых институтах существовали ознакомительные курсы фотографии, как предварительный этап обучения, скажем, кинооператоров. Существовал, правда, Журфак МГУ, имевший отделение, готовившее фотожурналистов. Попасть туда было почти невозможно. О высшем образовании для фотохудожников речь и вовсе не шла. Большая часть профессиональных фотографов рекрутировалась из продвинутых фотолюбителей-самоучек, которые, в лучшем случае, варились в собственном соку фотоклубов.
С распространением Интернета появилась альтернатива фотоклубам в виде так называемых фотосайтов. Публикуя на таких сетевых площадках свои работы, фотолюбители могли получать отзывы, критику и рекомендации собратьев, что в какой-то мере способствовало их совершенствованию.
Начало цифровой эпохи и связанное с ней упрощение технологий получения изображения привело к взрывному росту интереса к фотографии и ознаменовало переход к третьему этапу развития образования фотографов. Всеобщий фотографический бум привел к созданию сначала десятков, а затем и сотен фотошкол. Основными клиентами школ были и остаются фотолюбители, не помышляющие о профессиональной карьере. Чаще всего, это дамы, получившие в подарок фотоаппарат с многочисленными кнопочками и крутилками, в которых трудно разобраться. Для тех же, кто решил сделать фотографию профессией, появились фотоотделения и даже факультеты фотографии в нескольких частных вузах.
У фотошкол и у ВУЗов с фотоотделениями есть две общие проблемы.
Поскольку унифицированных государственных программ обучения пока не существует, каждое образовательное учреждение придумывает курсы на свой страх и риск. В результате, образование оказывается фрагментарным и несистемным. По сути, в программу включаются лишь те предметы, которыми владеют несколько начинающих преподавателей, чудом привлеченных к работе за очень умеренную плату.
Вторая проблема связана именно с преподавателями. Дело даже не в том, что чаще всего ими становятся молодые люди, которые сами лишь пару лет назад сделали первые шаги в профессии. К сожалению, мало специалистов, которые одновременно являются серьезными фотографами и при этом умеют преподавать, тем более владеют искусством педагогики. В результате, наряду с «учителями», которые сами ничего не умеют (а таких большинство), в фотошколах, да и в ВУЗах работают хорошие фотографы, не умеющие выстроить курс и даже внятно изложить свои соображения перед аудиторией, и неплохие преподаватели с более чем скромными достижениями в фотографии. Вторые, пожалуй, предпочтительнее, но эффективность их все равно близка к нулю.
Создавая Институт Профессиональной и Любительской Фотографии (ИПЛФ), мы стараемся справиться с обозначенными выше проблемами, перейдя тем самым к четвертому этапу развития фотообразования в нашей стране.
Программа обучения разработана на основании экспертных оценок ведущих отечественных фотожурналистов и теоретиков фотографии таким образом, чтобы были освещены все стороны профессиональной подготовки фотографа. Это дает возможность получить сбалансированное системное образование, необходимое специалисту высокого уровня.
В качестве преподавателей приглашены ведущие российские действующие фотографы, признанные и общеизвестные мастера фотографии, неоднократные победители World Press Photo и других престижных конкурсов. Достаточно назвать хотя бы такие поистине легендарные имена, как Владимир Вяткин, Игорь Гаврилов, Сергей Киврин, Дмитрий Донской. Все наши мастера не только имеют несомненные высочайшие достижения в профессии, но и являются серьезными педагогами, обладающими многолетним опытом преподавания фотографии. Теоретические дисциплины преподают такие известные ученые, как доктор искусствоведения Вячеслав Шестаков и кандидат искусствоведения Ирина Чмырева.
На данный момент такого преподавательского состава нет ни в одном другом учебном заведении страны.
На первой стадии развития Института, который является структурным подразделением Культурного проекта «РУСС ПРЕСС ФОТО» (руководитель В.Прудников), мы проводим лицензированное обучение по программе ДПО (дополнительное профессиональное образование) по специальности «Фотожурналистика». В дальнейшем будут добавлены и другие фотографические специальности. В перспективе – обучение по программе второго высшего образования.
Еще одно направление нашей деятельности – обучение фотолюбителей, желающих совершенствоваться в фотографии, не переходя в категорию профессионалов. Для них предназначен широкий спектр курсов – от базовых для новичков, до специальных для опытных любителей – по системе ДОВД (дополнительное образование для детей и взрослых).
У проблемы совершенствования фотообразования есть еще один важный аспект. Как ни странно, до сих пор число хороших и очень хороших фотографов в стране является величиной более-менее постоянной. Снимают теперь миллионы, благо хорошие автоматические камеры общедоступны, а хорошо снимают, как и в эпоху «Фотокоров», «Смен» и «Зенитов» единицы. Дальнейшее развитие фотообразования, скорее всего, не приведет к росту числа выдающихся мастеров, хотя бы потому, что помимо знаний и умений нужен талант, а это – штука редкая. Впрочем, это не страшно, поскольку число рабочих мест для профессиональных фотографов ограничено, и найти соответствующую вакансию совсем не легко. Хорошее системное образование, поэтому, нужно не столько для увеличения числа гениев, сколько для выявления талантливых людей, задания им направления для развития и обеспечения всеми необходимыми знаниями и навыками.
Таким образом, принципиальный качественный отрыв фотографов, получивших профессиональное образование, от даже талантливых коллег-самоучек обеспечит им несомненные конкурентные преимущества и сделает желанными и непревзойденными игроками на рынке фотографического труда.
Подготовлено Институтом Профессиональной и Любительской Фотографии (ИПЛФ).
© 2016 РУСС ПРЕСС ФОТО - Москва