Правда не нуждается в союзниках
Автор: Говард Чапник
Формат издания: 150x210 мм
Количество страниц: 456
Год выпуска: 2016
ISBN: 978-5-903974-08-5
Издательство: Клаудберри
Переплет: Мягкая обложка
Подзаголовок «Фотожурналистика изнутри», быть может, является самым точным описанием книги Говарда Чапника, переведенной на русский спустя практически четверть века после выхода в США. Один из центральных деятелей фотожурналистики XX века, фотограф и руководитель крупнейшего фотоагентства “Black Star”, Чапник создал одновременно и учебник для начинающих фотожурналистов, и лаконичную автобиографию, и полноценный портрет эпохи. Пусть эта эпоха – эпоха фотожурналистики, расцвета фотоагентств, журнала LIFE и других изданий – и канула в Лету с развитием Интернета и цифровой фотографии, она все же стала важной частью как истории фотографии и журналистики, так и всей западной культуры. Впрочем, книга Чапника – это не только документ ушедшей эпохи: множество содержащихся в ней советов, замечаний и наблюдений, изложенных простым языком, хоть и сделаны в контексте совершенно другого времени, тем не менее кажутся актуальными и сейчас.
Возможно, главная особенность этой книги – что и не позволяет ей устареть – в том, что она не учит техническому мастерству, не дает в очередной раз сотни советов по тому, как сделать «удачный» или «красивый» кадр, не учит специальности, но учит профессионализму. Уже с первых страниц становится ясно, что для Чапника это понятие – не абстракция. Преданность профессии, верность своим принципам и обязательствам – вещи определяющие для того, кто пытается стать настоящим фотожурналистом, получить «донкихотовскую профессию», как её называет автор. Конечно, иногда Чапник уходит в откровенную дидактику, выдавая читателю набор наставлений и этических установок, а его рассуждения, пусть и критические, по поводу «объективности» и «неравнодушия» в 2016 году могут показаться предельно наивными. Тем не менее воспринятые с неизбежной степенью отстранения, они раскрывают себя как отличный риторический прием для описания особого «антропологического типа» – фотожурналиста XX века.
Прагматичной же ценности книге Говарда Чапника добавляет также и часть, посвященная выстраиванию бизнес-отношений, описанию механизмов работы фото-агентств и т.д. Несмотря на изменившиеся условия, представленная Чапником модель поведения, в которой этике уделено не последнее место, вполне может быть адекватным ориентиром и для современного фотографа. Тем более что современный фотограф – это всё чаще фрилансер, или, по определению Гая Стэндинга, «прекарный работник», который сам должен отстаивать не только свои творческие, но и финансовые интересы.