Стигнеев В.Т.
Популярная эстетика фотографии
URSS. 2014. 360 с. Мягкая обложка
ISBN 978-5-397-04188-1
Книга В.Стигнеева «Популярная эстетика фотографии», вышедшая в издательстве УРСС, в точности соответствует своему названию и ставит цель научить читать фотографию и понимать ее. Предполагается, что учиться читать и понимать фотографию будут читатели и «продвинутые», искушенные в ремесле фотографа, и самые несведущие в эстетике фотографии, то есть те, кто, возможно, не держал в руках фотоаппарата и смотрел на его объектив только в качестве объекта съемки.
Однако если человек хоть раз задумывался о том, как он будет выглядеть на снимке, будет ли похож на себя, будет старше или моложе, он непременно найдет в книге В.Стигнеева множество полезнейших сведений, суждений, открытий. Эта книга помогает читателю посмотреть на себя из глазка фотообъектива глазом фотохудожника и теоретика фотографии.
В книге ставится вопрос, важный для любого искусства: умирает ли то или иное искусство, когда появляется нечто, готовое его заменить, подменить, отменить. В этом смысле искусство фотографии дает любопытный и наглядный урок: появление нового не отменяет старого; с появлением фотографии живопись, рисунок, портрет и пейзаж не умирают, и живут, быть может, и не реагируя на появление фотографии. В книге показано, как каждое из искусств умеет найти свое место, размежеваться, соседствуя, но не соперничая. Более того: В.Стигнеев приводит любопытные факты – как художники пользовались фотографией, но скрывали это, стесняясь, по-видимому, использовать гласно такой художественный прием.
Интересно и ново поставлен в книге вопрос о документальности фотографии: что такое документальность? Где ее границы? Как решается вопрос об авторстве фотографа, если он снимает человека на паспорт, на иной документ? Почему так редко на документальных фото стоит имя автора снимка и он остается фактически безликим анонимом? Когда, в каких случаях в документальной фотографии имя автора необходимо зафиксировать безусловно?
Образ автора в документальной фотографии поставлен в книге В.Стигнеева как важная проблема искусствознания в целом. Проблема – что есть автор в фотографии – имеет аналоги в журналистике, публицистике, художественной литературе, кинематографе.
Разделы книги теоретические (язык фотографии, типы образов, структура кадра) и практические (основы композиции, момент съемки, ритм в снимке, приемы и штампы) дают читателю полное представление о том, как делается фотография и что она хочет выразить, воспроизводя живой объект или пейзаж. Оказывается, имеет значение даже рамка, даже подпись – об этом обычный читатель, а может быть, и читатель-фотограф, знает или совсем мало, или вовсе не задумывается.
Бытовое фотографирование и эстетика фотографии оказываются слишком далекими сферами, и каждый процесс, задействованный в фотографировании и описанный в книге В.Стигнеева, отчетливо обнаруживает, насколько богатым, семантически значимым может быть фотографирование, если относиться к нему как искусству. Фотограф-художник и фотограф-любитель, стремящиеся только запечатлеть момент, лицо, пейзаж, без эстетической задачи, кажутся людьми совершенно разных профессий, с разными целями, разным подходом и разным результатом.
Очень ясно обрисованы основные жанры фотографии: портрет, жанровый снимок, пейзаж, натюрморт, фрагмент, уличная фотография. Даны четкие, внятные характеристики каждого жанра, при этом возникают весьма интересные ассоциации фотопортрета, фотопейзажа – и их словесных аналогов. Разработки В.Стигнеева несомненно будут полезны для искусствоведов и литературоведов, занимающихся словом: соответствие снимка и слова — чрезвычайно важная проблема художественного повествования, которая может ответить на вопрос: чего не хватает словесному описанию в прозе и нуждается ли в слове фотоснимок.
В книге приведено множество примеров – фотографий классиков отечественной светописи и снимков автора текста. В итоге текст во взаимодействии с богатым иллюстративным материалом, увлекательно и глубоко проанализированным автором, дает книге необходимую убедительность. Книга В.Стигнеева достигает своих задач и несомненно привлечет заинтересованного читателя.
Купить книгу «Популярная эстетика фотографии» можно на сайте издательства УРСС