|
Суббота, 14-е октября в Петербурге выдалась богатой на события, которые, если ты серьезно занимаешься фотографией, нельзя было пропустить. Если твое субботнее утро начинается в час дня, и ты наметила себе две выставки на этот день, то это не значит, что данным выбором исчерпываются все возможности — в разных частях города задолго до твоего пробуждения открываются двери в другие фотомиры. В это время в светлой студии уже вовсю шел семинар фотографа Виктора Морозова по съемке Nude, где фотографы сами перевоплощались в моделей, чтобы почувствовать себя в их шкуре. Об этом к концу дня мне с восторгом рассказывал один из участников и о том, что такого преподавателя, постоянно держащего в напряжении, знающего тему, он давно не встречал. Так иногда сходятся миры дающие и миры принимающие, проблема лишь вовремя получить нужную информацию.
В это же время последний день в обновленных современных залах Петербургского театрального музея можно было посмотреть один из самых неожиданных с точки зрения состава участников кураторско-фотографический проект «Ballet Royal: Арифметика идеального». В выставке оказалось идеально все: от кураторов — представителей брендовых петербургских институций — Мариинского театра и Эрмитажа, соответственно, Павла Гершензона и Аркадия Ипполитова, до визуализатора их идей — фотографа Евгения Мохорева и исполнителей — двух пар балетных ног, принадлежащих ведущим солистам балета Мариинского театра. 350 лет классического балета, построенного всего лишь на 5 основных балетных позициях! Их устойчивые модификации, сами уже ставшие классическими и современные трансформации в балетах Уильяма Форсайта, «фиксировал», как выразились кураторы в пресс-релизе, Евгений Мохорев, фотограф, которому по точности воплощения задуманной идеи и по чистоте ее прочтения по снимкам, нет равных в Петербурге точно.
После этой выставки сделать что-то более сильное другим авторам будет безумно сложно, для Мохорева же и это не предел. Положение лишь «фиксатора» кураторской идеи теперь переживается автором, и на открытии чувствовалось какое-то неудобство, мол, блестящая идея, но не моя, я лишь инструмент, но которому было очень интересно работать. Но все это «инсайдерская», то есть внутренняя информация коллектива, готовящего выставку, обычно ее не выносят зрителю, она либо оседает осадком на душе художника, иногда немного витает в кулуарах, либо вычитывается внимательным критиком в текстах и выносится на поверхность. В большинстве же случаев что видит зритель? Он приходит на выставку «Ballet Royal: Арифметика идеального» и для него это выставка фотографий Евгения Мохорева! Все. И в этом «вина» самих кураторов.
В первом же зале его встречают метровые квадратные снимки, со звонкой черно-белой печатью, идеально высеченные кадры, как и мужские тела, представленные на них. Здесь же висят тексты к выставке, но я больше чем уверена — утонченные эссе Аркадия Ипполитова, если и читаются, то воспринимаются лишь как дополнение, что-то там о балете, присоединенное к снимкам Мохорева. В среднем зале к фотографиям добавили трактаты из старинных книг с картинками балетных позиций — замечательно, и еще видео со штудиями у станка, в которые фрагментами врываются кадры из фильма «Король танцует», фильме о том самом начале классического балета. Но, пройдя два первых зала, зритель вновь входит в царство фотографии и тут уже его никто не переубедит, что он находится не на выставке Евгения Мохорева. Здесь властвует полноценная фотография, а не просто фиксация. Потому что иначе не может снимать сам художник — даже чужая идея им переживается как своя, иначе его заказные портреты для глянцевых изданий не становились бы самостоятельным снимком, достойным представления в музее. Так же и здесь, кураторы прекрасно знали фотографа какого уровня они приглашают в участники, но, скорее всего сами до конца не представляли, что, отдав его фотографиям главенствующее положение в пространстве выставки, в глазах зрителя предстанут дополнением, пусть и очень высокого уровня, к безупречным снимкам Мохорева, сильным и полным чувственного откровения, на которое способно мужское тело.
Выставку Мохорева я так и не успела посмотреть второй раз, потому что накануне, а значит только за день до самого события, как представитель прессы, а значит, как человек способный направить информацию в фотографические СМИ, чтобы она дошла до фотографов, как для главной аудитории события, я получила расписание мастер-классов, которые входят в программу Санкт-Петербургского Фотовернисажа «Метаморфозы игры» в ЦВЗ «Манеж». Каждый год перед коммерческой Фотоярмаркой Манеж на два этажа наполняется фотографией. К сожалению, почти все уже привыкли, что зрелище это будет в очередной раз удручающее. Но посетить которое все равно надо, чтобы знать, чтобы оценить и может быть все же найти что-то ценное для себя.
Ценным в этом году точно стал мастер-класс московского фотографа Игоря Мухина, на котором даже он сам, показывая карточки, заметил отсутствие молодых фотографов, в частности студентов фотофакультета при Союзе журналистов. При достаточной обширности аудитории знакомых лиц было очень и очень мало. Я стояла, слушала рассказы Мухина о его работе сериями, понимая, сколько он еще мог бы рассказать, если бы въедливые репортеры или не репортеры, а просто интересующиеся фотографы, задавали и задавали вопросы. Даже в конце мастер-класса вопросов не прозвучало. Пассивность аудиторий всевозможных семинаров меня давно удручает, но это тема отдельного разговора. Порадовало одно, что некоторые фотографы все же предпочли вопросам на аудиторию личное общение и расспросами долго не отпускали Мухина. Таким же путем пошла и я и почти в часовой прогулке среди фотографий, выставленных в Манеже, узнала о том, что не узнал ни один из фотографов, способных задавать вопросы — о заказных съемках обложек глянцевых журналов, о звездах и брендах, влияющих на каждый их шаг и уж тем более на то, как и в чем они должны предстать на фотографии, о зависимости фотографа перед редакциями журналов, о больших московских выставках звезд фотографии, которые становятся лишь маркетинговым ходом галерей, частью ее программы продаж работ этого самого фотографа, о том, насколько еще зависим наш выставочный процесс и отличная фотографическая идея от спонсоров и вышестоящих разрешений и многое другое. Игорь Мухин человек немногословный, но прекрасно оценивающий происходящие в современной фотографии процессы, стоит провести с ним еще не один мастер-класс.
Сами же «Метаморфозы игры» приняли в себя, как обычно, массу разношерстного материала, где-то отдаленно, а где-то слишком прямо отвечающего заявленной теме. Вне критики историческая часть от Центрального Архива кинофотофонодокументов (СПб), всегда отдельно и достойно представленная, всегда нужная и становящаяся, на фоне всех остальных разделов, просто центральной частью Фотовернисажа. Сложнее с другими представленными в этом же историческом разделе выставками: если ретроспективы Александра Гринберга и Агентства «Итар-Тасс» смотрятся «вне сезона», то выставка Московского Дома фотографии «Русское застолье», приехавшая в Петербург через три года после премьеры в Москве и заграничных путешествий, к сожалению, выглядит «осетриной второй свежести», которую нам подали, а мы с радостью съели. Прекрасно понимая сложность организационного процесса, финансового вопроса выставок и прочего, Московский Дом фотографии имеет в запасе оформленные работы петербургских участников всех своих фестивалей. Мог бы их представить — такая экспозиция была бы в разы важнее для молодого поколения фотографов нашего города, которые для того, чтобы на «своих» и на «чужих» посмотреть, не всегда могут доехать до Москвы.
Среди авторов, ради которых нужно прийти в Манеж можно назвать работы московского фотографа Людмилы Зинченко — работа с цветом на тончайших нюансах, снимки, снятые прототипом фотокамеры камерой-обскурой, открывают интересные возможности для современной фотографии. Здесь же серия с ногами Игоря Мухина и 14 карточек Евгения Мохорева, в которых разные герои «живут» в пространстве круга металлической трубы. У последнего важная для понимания работы истинного фотографа информация вновь осталась за кадром: кажется, что снимки Мохорева сделаны в один солнечный день, настолько близка их композиция и беспечны герои, но некоторые из этих кадров были сняты с разницей в три-четыре года. Именно так рождается продуманная серия, когда ты держишь ее рядом с сердцем и при случае возвращаешься и наполняешь материалом. По поводу галереи претендентов на звание «Лучший фотокорреспондент 2006 года», чьи работы заняли всю левую галерею первого этажа, у понимающих фотографов и у членов жюри сложилось одно мнение — лучше совсем не присуждать никаких мест, чтобы заявить протест против такой (!) «фотографии». Но итоги все же подведут на днях. Об остальном в Манеже и вовсе сложно говорить, как о фотографии современной и достойной внимания.
|
В свете «манежной» выставки, идея видится несколько шире: «NO FOTO» — это в целом «Нет фотографии», нет ее у молодых, которым кроме трех красивеньких кадров с «играми живого мира», читай макросъемка природы и ее обитателей или обнаженного женского тела, и выставить нечего; нет внимания музейных и галерейных кураторов к фотографии вообще, к интересному молодому поколению (которое очень даже имеется) и его становлению и коммерческой работой с теми, кто этого все же достоин; нет грамотного специалиста, способного выбрать концептуально нужное, а не собирать все, что предложили и принесли, в одном большом выставочном пространстве; нет умения принять новое и пойти на риск. А ведь каким жестом самоиронии смотрелась бы минималистичная выставка Жени Ма в стенах Манежа, там бы ей можно было приписать еще больше смыслов и дать интерпретаций. Но галерея «Одна» предпочла отказаться от жеста, направленного на другие аудитории (привлечением их ведь еще нужно было бы заниматься) в пользу шоу для своих, уже постоянных гостей.
В шесть часов вечера, где-то в начале выставки Жени Ма, мне позвонила стилист одного из ведущих бутиков мужской моды — в момент кипящих жизней уже описанных здесь фотографических вселенных она, имеющая самое непосредственное отношение к модной фотографии, готовит очередную съемку и ищет хорошего визажиста. Какая отдельная жизнь кипит где-то там, на десятках профессиональных съемок, происходящих в этот же момент в стране, когда другие, тоже фотографы, решают здесь судьбы творческой фотографии. Около девяти вечера я отвечаю на звонок молодого фотографа Кирилла Арсеньева, который спрашивает меня, куда точно нужно пройти, чтобы попасть на выставку Жени Ма. Объясняю ему и понимаю, что все-таки информационные потоки сходятся на отдельных людях, способных их сконцентрировать и правильно и вовремя донести тому, кто любопытен, а кураторам уже подсказать, почти под конец дня, о том, что чтобы что-то изменить, нужно заставлять себя смотреть шире.
14 октября 2006г.