ISBN (твердая обложка): 0-87070-343-9; ISBN (мягкая обложка): 0-87070-344-7; 480 страниц, 764 фотографии и 96 иллюстраций, размер 32 × 32 см
Фотографии Ли Фридландера похожи на музыку. Посредством нескольких нот выстраивается прежде несуществовавшее пространство, начиная жить своей замкнутой и самодостаточной жизнью. Фотографии Ли Фридландера похожи на музыку, и эта музыка джаз. В свободной импровизации световых пятен перед нами возникает сложная музыка города, составленная из нот светофоров, фонарных столбов, автомобилей, лиц случайных прохожих. И так же как в джазе, здесь поначалу невозможно выделить определенную мелодию произвольное смешение звуков и музыкальных тем лишь постепенно, по мере взросления взгляда и слуха, перерастает в сложную гармоническую систему с множеством мотивов и перекрестных ссылок. И мы видим вдруг, как гармония и порядок вырастают из запутанной сложности, а не из простоты.
В этих фотографиях нет простых решений и подсказок зрителю приходится самостоятельно распутывать визуальные переплетения металлических сеток и пунктиры проводов, блуждать в лабиринтах световых пятен ярко освещенных поверхностей и глубоких теней. Порою кажется, что фотограф намеренно запутывает зрителя, оставляя его наедине с этим хаотическим миром веток и трав, решеток или камней, но однажды услышанная тихая мелодия каждой фотографии уже не перестает звучать после. Мы начинаем жить в мире Фридландера, учимся смотреть на мир его глазами, постигать непростую геометрию многомерного светового пространства каждой его фотографии.
Количество тем, прошедших сквозь его творчество, бесконечно и, вероятно, будущим искусствоведам еще предстоит распутывать этот клубок портрет, пейзаж, натюрморт, ню. Но нет разных жанров, есть жесты веток и мимика облаков, география человеческих лиц и физиономии домов. Есть странный и причудливый мир Ли Фридландера.
Книга Friedlander была опубликована к одноименной экспозиции, проводимой в нью-йоркском Музее современного искусства с 5 июня по 29 августа 2005 года (прим. редакции).