Некоторые фотографии известны так же, как изображенные на них знаменитости. Например, невозможно, говоря о Джиме Моррисоне, не вспомнить образ «Американского поэта» (“American Poet”), в котором его обессмертил Джоэл Бродски (Joel Brodsky) в 1967 году – худощавый парень без рубашки, выражение несколько мрачноватое и стоическое.
Но что можно сказать о фотографиях из тех же самых фотосессий, не получивших такой известности? Галерея Fahey/Klein Gallery из Лос-Анджелеса показывает их совместно с «главными» фото в экспозиции «Контакт», идущей до 28 января. Контактные листы фотосессий известных персонажей из мира поп-культуры, моды и политики соседствуют с крупноформатными отпечатками самых запомнившихся снимков из этих сессий. Рядом с работами Бродски и Джексона представлены отпечатки с фотосессии Херба Ритца. Съёмка спины модели в платье от Версаче для серии «Мираж» (“El Mirage”) и отбор негатива для итогового отпечатка показывают огромное внимание автора к самым мелким деталям. Также интересно увидеть, как контролировала свой образ Мерилин Монро – в результатах фотосессии с Лоуренсом Шиллером (Lawrence Schiller) она перечеркнула красным фломастером все фото, кроме двух, запрещая их использование. При этом на одной из двух оставленных фотографий даже не видно лица.
«Показы контактных отпечатков в галереях устраивались и раньше, – говорит владелец галереи Дэвид Фэхи (David Fahey). – Но чаще всего при этом контакты увеличивают, так что публика, по сути, видела всю фотосессию. В нашей выставке мне нравится то, что зрители видят не увеличенные, крошечные контактные отпечатки и могут сравнивать их с окончательно отобранной итоговой фотографией. Таким образом, процесс творчества фотографа, движения к окончательному результату становится яснее».
Он говорит, что выбор фотографий был связан, помимо прочего, с возможностью собрать их в разумный срок. Контактные отпечатки этих работ принадлежат разным людям или организациям, и сотрудники галереи имели ограниченное время, исчислявшееся неделями, на согласование всех договорённостей. Большой поклонник фотожурналистики, Фэхи разместил фотографию Ли Харви Освальда (Lee Harvey Oswald) рядом с фотографиями Мартина Лютера Кинга в Сельме, штат Алабама, показывая историю двух из важнейших фотографий Америки 60-х. Он добавляет, что лишь случайное стечение обстоятельств привело к тому, что фотографии Фрэнка Синатры и нерезкие фото Джона Ф. Кеннеди с его инаугурации расположены через комнату от фото Освальда.
«Когда мы собирали экспозицию, всё базировалось на формальных признаках – на том, как они выглядят в развеске, – говорит Фэхи. – И во-вторых, мы пытались комбинировать темы и фото из одной и той же эпохи, представляющие схожие идеи».
Фэхи говорит, что его не заботит тот факт, что выставка представляет собой «смешанную группу» фотографий известных людей в разных жанрах. Он позиционирует один из экспонатов – снимок модели Пегги Моффит (Peggy Moffitt) в одиозном монокини Руди Гернрич (Rudi Gernreich), сделанный Вильямом Клэкстоном (William Claxton), как классику, но оговаривает, что «далеко не все согласны со мной в этом». Он также любит «тонкие различия» в фотографиях Джоан Дидион (Joan Didion), тоже выставленных. Дэвид Фэхи добавляет, что очень интересно наблюдать жизнь разных людей, показанную на фотографиях, как много они хотят показать, и как из разных аутентичных моментов получается окончательно принятый вариант.
«Мне нравится тот факт, что разные фотографии становятся известными по разным причинам; главное – они так или иначе связываются с изображенными на них людьми, – говорит Фэхи. – Это такой особый «золотой момент», особые отношения. Работа фотографа может не понравиться модели, но именно у одной фотографии вдруг возникает такая связь. Так много людей, так много фотографов, и если кому-то из них повезло сделать одну великую фотографию, они могут потом всю жизнь работать, стараясь повторить этот успех».