Мистичность, эфирность фотографий Минг Смит (Ming Smith) подтверждает её эстетические взгляды на фотографию. «Фотография – определённо один из видов искусства, – сказала она недавно. – Вы используете свет, составляете композицию кадра, даже выбор определённого типа бумаги для печати играет важную роль». Её фотографии, личные и экспрессивные, имеют корни в нескольких источниках в искусстве, но преимущественно в сюрреализме. Она использовала разные сюрреалистические приёмы, такие как фотографирование под необычным углом, фотографирование объекта не в фокусе, использование таких атмосферных эффектов, как туман, дымка или необычное освещение, использование необычных наложений и ретушь.
Чувственные фотографии Минг Смит вызывают состояние, подобное мечте или сновидению, чтобы добраться до сложных эмоций, спрятанных за внешним обликом мест и в сознании людей, попадающих ей в кадр. Мы видим это в «Маленьком темнокожем ребёнке с искрящимися глазами, Гарлем, Нью-Йорк», ребёнок отвернулся от камеры, стоит в ветхой детской кроватке, оставленной на усеянной граффити улице. Мы видим это в резких, перечёркивающих тенях и общем настроении одиночество на фотографии «Старик в халате, Нью-Йорк».
Гордон Паркс (Gordon Parks) написал о трансцендентном качестве работ Минг Смит, превознося её способность сделать видимыми «призраки», остающиеся незамеченными для большинства из нас. «Камера, с её особой способностью фиксировать все детали, позволяет на всю жизнь сохранить все эти тени, которые в противном случае распались бы в пыль, – пишет он. – То, что обычно остаётся в памяти, отличается от того, что фиксирует камера…. Чудесные фотографии заключают эти образы в кадр, сохраняют в [авторском] взгляде. Она улавливает эти образы и даёт вечную жизнь тому, что легко могло быть забыто».
Фотографии Минг Смит, как и большинство глубоких сюрреалистических образов, не обходятся без социального послания или комментария. Её фотографии городской жизни афро-американцев, например, типичные документы «отчуждения индивидуальности внутри конструкций городской жизни, и в то же время праздник общинной любви и гордости в этих условиях», как пишет фотоисторик Дебора Уиллис (Deborah Willis). Они (фотографии) превращают городскую среду в напряженные, полные движения образы, которые подчас одновременно отражают тревожащие, ироничные, противоречивые и утверждающие аспекты жизни.
Персонажи, фиксируемые Минг Смит, часто как бы подвешены между видимостью и невидимостью. Лица повёрнуты в сторону, размазаны, нерезки или скрыты в тени, тымке или тьме, как потенциальная метафора борьбы за видимое место афро-американцев в культуре, в которой они были пренебрегаемы, игонрируемы и гонимы. Её работы отсылают к эпохальному роману Ральфа Эллисона «Человек-Невидимка», название которой Минг Смит использовала для одной из своих серий.
Роман рассказывает о длительных поисках равенства и справедливости чернокожим человеком, чей цвет кожи делает его как бы невидимым. По ходу сюжета Ральф Эллисон, как и Минг Эллис, играет на противопоставлении тем темноты и иллюминации. Когда светит свет, он прорывается сквозь тьму невежества и невидимости, служа метафорой для морального и интеллектуального просветления.
Образы Минг Смит одновременно спонтанны, персональны и полны визуальных сюрпризов. Глубоко захватывая окружающий мир, парадоксально делая это через лабиринт «смазов», тумана и теней, она делает видимым как обычный повседневный мир, так и сложные психологические и социальные факторы, скрывающиеся обычно за ним.
И наконец, работа Минг Смит как фотографа встаёт в параллель с наблюдением Джеймса Болдуина (James Baldwin) о писательском деле: «Писатель никогда не слушает, что было сказано, он не слушает, что ему говорят. Он слушает несказанное. То, что ему не говорили, потому что старается раскрыть цель общения».
Выставка Минг Смит открыта в нью-йоркской галерее Steven Kasher Gallery до 18 февраля 2017.