Виктория Сорочински, родившаяся на Украине, обычно работает над проектами подолгу, годами. Но встреча с этими детьми – братом и сестрой – на маленьком острове в Норвегии – стала особым случаем.
Весной 2015 года Виктория оказалась на норвежском острове Halsnøy сроком на три недели. Это остров площадью около 15 квадратных миль, на котором живут примерно 2500 человек, и его лесные пейзажи вдохновили автора на создание его серии «Брат и Сестра»
Сорочински выиграла эту поездку после портфолио-ревю на фотофестивале в Арле с организаторами Øyvind Hjelmen и Helén Petersen, и сначала была скорее напугана такой перспективой. «Я испугалась, потому что сама мысль создать новый повествовательный проект за три недели казалось совершенно бредовой затеей, – говорит она. – Я даже не планировала проект. Я просто хотела позволить себе проникнуться духом этого места, вдохновиться и сымпровизировать что-то. На самом деле, мне не хватало вдохновения уже некоторое время, и эта художественная резиденция вернула меня к жизни в определённом смысле».
Когда BJP (Британский Журнал Фотографии) в первый раз брал интервью у Сорочински в 2010 году, она жила в Нью-Йорке и работала над проектом «Анна и Ева», рассказывавшем об изменении отношений матери и дочери на протяжении 7 лет, выигравшим затем Lucie Award.
«"Анна и Ева" был первый мой проект на тему меняющихся отношений в семье, – говорит Виктория. – Когда он был закончен, и я медленно начала снимать другие семьи, я поняла, что это очень интересует меня. Меня всегда очаровывала психология и вообще люди, но я не прорабатывала это фотографически пока я не начала работать над "Анной и Евой"».
Украинский фотограф, живущий сейчас в Берлине, продолжает работать над проектами, фокусируясь на семейных отношениях, но обычно работает над каждым из них подолгу. «Папа» (Daddy), проект о молодом отце и его дочери, сейчас отсчитывает свой девятый год, в то время как «Молчаливые Диалоги»( Silent Dialogues), серия портретов членов семьи, вступает в восьмой.
«Я ищу эти психологические моменты, именно в этом мой главный интерес, – говорит она. – Я стараюсь наблюдать, замечать что-то, что я могу передать с помощью моей фотографии и не могу сказать словами».
На Halsnøy она продолжала работать над «Молчаливыми Диалогами», но вскоре встретила сестру и брата Марте и Матиаса. В это время Виктория читала книгу «Братья и Сёстры: Открытие Психологии Дружбы» Лары Ньютон, бывшей ученицы Карла Юнга, и это было «как будто все элементы встали на свои места».
«Книга основана на психоанализе мечтаний и сказок – она анализирует персонажи и архетипы, которые появляются в сказках и мечтах, в специфических связях братьев и сестёр», – объясняет Сорочински.
Резиденция располагалась в Halsnøy Abbey, средневековом монастыре на острове, и такое местоположение сыграло дополнительную вдохновляющую роль как для Виктории, так и для детей.
«Здание было совершенно волшебным. Я хотела его сфотографировать с той минуты, как вошла, – говорит она. – Оно было окружино мифами, все люди на острове верят, что там обитают призраки».
«Когда дети вошли в дом в первый раз, они явно были испуганы и не хотели подниматься наверх. Они говорили, что им страшно, и наверное, там живут привидения. Мне было интересно, что они по-настоящему верят в это».
Несмотря на счастливую случайность, с которой начался проект «Брат и Сестра», снимался он очень тяжело. Марте и Матиас стеснялись и совсем не говорили по-английски, и Сорочински чувствовала напряженность все три недели.
«Если бы это был более длительный проект, я, вероятно, получила больше шансов глубже войти в ситуацию, – говорит она. – Но этот проект был коротким, так что я всё время чувствовала, что можно было бы сделать больше».
Несмотря на это, Виктория говорит, что наслаждалась этим временем, проведённым на островке, и очень бы хотела вернуться туда снова. «Всё место в целом было таким вдохновляющим, – говорит она. – Я не знаю, как это получается, но там ты действительно заряжаешься энергией. Лес, дом, звуки океана. Это всё казалось сказкой».