Художник и фотограф Кен Гонзалес-Дэй (Ken Gonzales-Day) изучает историю расового насилия в Америке и обзорная выставка его работ, «Земля теней» (Shadowlands) продолжается в Музее Американского Искусства Миннесоты до 16 Апреля 2017, исследует влияние этой истории на современность.
На выставке есть работы из серии «Затушеванное линчевание» (Erased Lynching), подборка отретушированных цифровым путём открыток 19 и 20 столетий, изображающих линчевание, на которых повешенные фигуры различной расовой принадлежности удалены художником, позволяя зрителю сфокусироваться на остальных персонажах. Экспозиция также включает проект «В поисках калифорнийского Дерева Повешенных» (Searching for California’s Hang Tree), серию ландшафтных фотографий тех мест, где проводились линчевания, и «Ран Ап» (Run Up), короткий фильм, реконструирующий линчевание и заменяющий его показ фотографиями с Фергюсоновских протестов.
Корреспондент журнала Американ Фото (American Photo) поговорил с Гонзалес-Дэем о его работе и экспозиции, которая свела воедино эти проекты.
Что пробудило в тебе интерес к исследованию истории линчевания?
Это началось при втором президенте Буше. Шел разговор о строительстве стены между США и Мексикой, и появились эти люди из «комитета бдительности» (vigilantes), начавших охотиться на мигрантов и расстреливать их с целью контролировать нелегальную миграцию через границу. Меня это крайне возмутило. Я стал искать путь сказать об этом, подумать об истории подобных явлений и о том, как это расстраивает меня, американца мексиканского происхождения.
В серии «Затушеванное линчевание» является ли большинство жертв латиноамериканцами?
Они различны, но в отношении первой части серии, которая делалась непосредственно по следам событий в Калифорнии, большинство жертв не темнокожие. Они в основном с запада. Вторая часть рассматривает проблему в масштабах страны. Конечно, есть определённая разница, к какой расе или полу принадлежал повешенный, тело которого удалено. В этом проекте я пытался найти способ говорить обо всём этом.
Можешь немного рассказать о твоём фильме?
Это восьмиминутное кино, которое реконструирует сцену последнего линчевания латиноамериканца в 1920 году (Со смертью Майкла Брауна), была масса разговоров о том, были это именно протесты или бунт, хулиганство. Точно такие же разговоры велись и 150 лет назад. В проекте показана толпа, показана фигура и нет момента смерти. Я пытался воссоздать этот момент затушевывания в фильме, что неизбежно приводит к тому, что получается как бы магическое исчезновение человека, и этот отблеск магии падает на всю сцену.
Расскажи о своих мыслях, скрывающихся за проектом «В поисках калифорнийского Дерева Повешенных».
Я пытался придумать, как рассказать об исторических моментах, которые скрываются за красивейшими пейзажами Калифорнии. Люди часто думают, что эти ландшафты пусты. Эта идея пустоты лежит в основе подхода «белых пятен», или овладения – когда если у территории нет видимых обитателей, она твоя, или могла бы стать твоей. История Калифорнии – это история множественных покорений, сначала коренных американцев, затем латиноамериканцев, или вытеснения этих сообществ, для создания той Калифорнии, которую мы знаем сегодня.
Что, как ты надеешься, люди должны вынести из этой экспозиции, частично посвящённой движению Black Lives Matter, Фергюсону и другим инцидентам, связанным с полицейским насилием? Какого вывода. Какой связи ты ожидаешь от зрителей?
Цель проекта для меня – дать людям маленькую перспективу в мысли о том, что наследие насилия на расовой почве по-прежнему ранит нас всех. Если мы не можем обсуждать эту тему, мы бессильны. Куратор (Кристофер Эткинс) был очень заинтересован в моём приезде в Сен-Пол, чтобы показать другой взгляд на эти проблемы как шаг на пути к открытому диалогу.