«Рожденные в СССР»
Издание второе, дополненное
Издательство: Treemedia, 2016
Русский язык
208 стр. Мягкая обложка
ISBN 978-952-68506-5-8
Тираж 650 экз.
Размеры: 245х15х210 мм
Вес 800 г.
В издательстве «Treemedia» вышла книга с настроением «DDT». 15 лет спустя после дебюта в коллекциях авторских фотоальбомов, свет увидело второе издание «Рожденных в СССР» Игоря Мухина – «расширенное и дополненное», причем не только в таких формальных аспектах, как число страниц и временные рамки карточек. Свежий акцент в новых «рожденных» появился и в концептуальном плане: на обложку был вынесен быстро растиражированный СМИ портрет молодой москвички с удивленным лицом. Взгляд девушки, подглядывающий за читателем через прямоугольное «окошко» дизайнерской суперобложки цвета советского кумача, дает стимул к целому ряду интерпретаций как самой фотографии, так и всего проекта длиной в поколение.
Первая версия альбома «одного из самых значительных и интернационально ценимых профессиональных фотографов в России» [1] Игоря Мухина появилась в 2005 году и вызвала большой интерес у ценителей и коллекционеров фотографии. «Рожденные в СССР» стала дебютной книгой, выпущенной издательством Леонида Гусева. Её весьма амбициозный для публикаций такого плана тираж в 2 000 экземпляров был успешно распродан, принеся альбому статус культового. Как отмечает на официальной странице творческой лаборатории «Среда» Павел Косенко, стоимость сохранившихся букинистических экземпляров доходила даже до нескольких сотен долларов. [2] Осознавая историческую и культурную важность проекта и, видимо, вдохновленное неуменьшающимся спросом, «Treemedia» решает начать работу над второй версией.
Издание 2016 года планировалось опубликовать на средства, собранные через онлайн предзаказы на сайте творческой лаборатории «Среда». Однако, как с печалью констатирует в сообщении на официальной странице «Treemedia» издатель Леонид Гусев, подписчиков набралось меньше, чем ожидалось (181 – индивидуальных, плюс 35 заказов от «организаций и энтузиастов»), поэтому к собранной сумме пришлось добавить и личные средства печатного дома. [3] Финальный тираж включал в себя 650 экземпляров: 250 в твердом переплете и 400 в мягкой обложке. Но как бы то ни было, публикация случилась, а вот насколько ее успех повторит славу первых «рожденных» покажет время.
Вторая версия, несомненно, кажется более азартной в концептуальном плане. И в этом её преимущество и актуальность. Да, основной блок фотографий остался практически неизменным, и о его настроении вряд ли можно высказаться точнее, чем это сделала в своей рецензии, цитируя строки Виктора Цоя, фотокритик и соредактор «Bleek Magazine» Раиса Михайлова:
«Рожденные в СССР» продолжают жить на страницах книги молодыми и полными сил: они куда-то спешат, о чем-то размышляют, смеются, целуются, мечтают и строят планы. Сложная, неоднозначная, но мощная, как вихрь, эпоха конца 1980-х—1990-х, сметая все привычные устои, открывала мир новых возможностей, и думалось, что еще шаг, – и все получится, и наступит вселенское счастье. «Мы ждали завтрашний день, каждый день ждали завтрашний день…».
Фотографии Мухина можно смотреть как кинофильм, в каждом кадре – целая лента времени: камера будто на секунду выхватывает мгновение из круговерти дней, но кажется, что ты отлично знаешь, что было с героем до этого и что произойдет дальше».
Свежая точка для концептуальной сборки альбома 2016 года видится в появлении блока с двадцатью фотографиями из «новой России», снятых в период с 2012 по 2016. Возможно, в продолжении летописи поколения, автор предлагает зрителям сделать еще пару шагов в сторону настоящего «завтрашнего» – сравнить два мира «до» и «после». Задуматься над тем, а случились ли перемены на самом деле… Но, так как практически все снимки из этой части, сделаны на групповых мероприятиях (часто развлекательного характера), контраста с «советской главой» истории не случается. Все та же отвязная молодежь с бутылками, сигаретами и гитарой. Все та же тоска по лучшему – скорее присущая не времени, а возрасту.
Используя дизайнерский приём с прямоугольной прорезью «для глаз» на кумачовой суперобложке, решаю на практике применить Раисину метафору книги «как кинофильма». Если нам предлагают сопоставить два мира, почему бы не сделать это, вооружившись тут же оказавшимся под рукой инструментом? Направляю перископ на первый кадр «Рожденных в СССР» – изображение группы детей в полосатых шапочках, играющих на песчаном холмике на фоне стены заброшенной здания с черными прорезями окон. «Ленинград. СССР. 1986».
Сценка выглядит почти символичной: композиция отсылает то ли к идеям вечного Брейгеля, то ли к классической структуре композиции как движению от «дома» к «дали». Концептуальным центром доминирует темный силуэт торца домика, словно детской аппликацией «приклеенного» к стене безымянной постройки на заднем плане. 1986, 1996, 2006… Момент, когда мог случится этот кадр, растворен в архетипичности образов.
Так было всегда.
(И это пройдет).
Дети, контур дома, пустые окна как символ пока еще не заполненного никакими событиями завтрашнего дня. Эти слагаемые могли бы появиться в примере из любой эпохи и культуры… Взяв отзывающийся в воспоминаниях каждого из нас универсальный образ детства как точку отсчета, фотограф заходит внутрь истории: одновременно личной и ничьей.
Кадр на последней странице фотоальбома. В этот раз дистанция к портретируемым намного ближе. Можно легко рассмотреть каждого из группы молодых людей, сидящих на деревянной пристани. Между детсадовцами в полосатых шапочках и этими полными жизни и эмоций ребятами – расстояние в три десятилетия. Стоптанные летние туфли с загнутыми пятками, солнечные очки в стиле Джона Леннона, браслеты, игривые улыбки… Однако, несмотря на присутствие всех этих деталей, универсальность образа остается. Кадр скорее не о поколении «после СССР», а о молодости, о настроении жить, о свободе желать быть кем угодно.
Игра в рассматривание крайних фотоснимков из альбома «рожденных» через перископ «советскости», окошко суперобложки с надписями шрифтом ленинских агиток, заставляет еще более четко осознать одно. Для многих сегодня СССР – лишь визуальный флёр с кумачовыми оттенками. И, возможно, наконец настало время перестать смотреть на наше прошлое и настоящее сквозь фильтры устаревшей оптики. Ведь и 1986, и в 2016 здесь рождались и проживали будни, слушали и играли музыку, влюблялись и умирали – под какими бы флагами это не происходило.
_____________________________________________
1 – Профессия репортера. Игорь Мухин о посткоммунистическом мире, предисловие Екатерины Дёготь к фотокниге «Рожденные в СССР», 2016.