К тому времени, как Тодд Уэбб (Todd Webb) появился в Нью-Йорке в 1945, событий в его жизни хватило бы на несколько жизней «обычных» людей. Он разорился в депрессию 1929 года; искал золото в Калифорнии, Мексике и Панаме; работал на заводе «Крайслер» в своём родном Детройте; учился у Ансела Адамса(Ansel Adams) и Харри Кэллахана (Harry Callahan); служил фотографом во флоте в Океании во время войны. Но именно в Нью-Йорке его страсть к фотографии стала развиваться по-настоящему, хотя и не без окольных путей.
В 1942 году, по пути на службу в ВМФ США, мистер Уэбб проехал через Нью-Йорк, чтобы встретиться с Дороти Норман (Dorothy Norman), менеджером Галереи Альфреда Стиглица. Он продал ей три своих фотографии до того, как отплыл на войну, откуда вернулся только в 1945. Годом позже прошла его первая выставка в Музее Города Нью-Йорка, где сейчас проходит ретроспектива-возвращение «Взгляд на город: Послевоенный Нью-Йорк Тодда Уэбба, 1945-1960» (“A City Seen: Todd Webb’s Postwar New York, 1945-1960”), открывающаяся 20 Апреля. (Днём раньше, 19 Апреля, открылась выставка «Вниз по каждой улице: Фотографии Нью-Йорка Тодда Уэбба, 1946-1960» в Кураторской Галерее в Челси (The Curator Gallery)).
Музей Города Нью-Йорка выставляет 131 отпечаток работ мистера Уэбба, а также сопутствующие публикации в СМИ того времени, где его работы находятся в контексте работ друзей и коллег, таких как Харри Кэллахан (Harry Callahan), Джорджия О’Киф (Georgia O’Keeffe), Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz), Ансел Адамс(Ansel Adams), Гордон Паркс (Gordon Parks) и Рой Страйкер (Roy Stryker).
Именно Адамс в первую очередь вдохновил его на то, чтобы начать карьеру фотографа, после того как мистер Уэбб, бывший членом нескольких фотоклубов во время работы на «Крайслере», посетил 10-дневный мастер-класс, который Адамс устраивал в Детройте. Во время военной службы, мистер Уэбб откладывал своё жалование, что позволило ему оплатить своё возвращение в Нью-Йорк и старт фотографической карьеры. Он проводил время – «за исключением тех случаев, когда погода была совсем невыносимой» – фотографируя. Он жил вместе со своим близким другом мистером Кэллаханом и его женой Элеанор в апартаментах на 123 Западной улице и на Амстердам Авеню.
Условия были стеснённые.
«У меня была раскладушка, которую я ставил в кухне, – писал позже мистер Уэбб в дневнике. – Мы скидывались на еду и прочие домашние расходы. Тёмная комната была устроена в кладовке». Мистер Уэбб, которому в то время было 40 лет, относился к этим проблемам философски: «Может, нам и было слегка тесновато, но мы были достаточно молоды, чтобы пережить это».
Пространства было явно недостаточно, то же можно сказать и о материалах в послевоенном мире. Серебро, необходимый для фотографии элемент, найти было трудно, и мистер Уэбб отмечал в своём дневнике труднодоступность и дороговизну камер японского и немецкого производства. Большая часть его работы в Нью-Йорке была сделана камерой 4х5 дюймов, стоящей на штативе, тяжеленной как буровая вышка которую ему приходилось таскать по улицам. Нередко случалось, что он не успевал установить этот «девайс», и кадр пропадал, но с другой стороны, формат давал качественную картинку.
«Фотография стала для него способом породниться с городом, – сказал Шон Коркоран (Sean Corcoran), куратор выставки, – исследовать, побывать в разных окружениях и понять, как «тикает» (то есть, живёт, работает – АК) город».
Люди на фотографиях мистера Уэбба вознаграждают автора с весёлой гордостью, свойственной нью-йоркцам. Они улыбаются, ухмыляются, иногда видно, что они слегка удивлены, но в конце концов как правило, довольны, что попали на фотографию. Бывало, что люди спрашивали (как мальчики на третьем фото), что он будет делать с этой картинкой. Мистер Уэбб попросил их встать в ряд перед магазином, изображая, что они беседуют.
«О, ты хочешь, чтобы мы были беззаботными, – сказал один из них. – ОК, парни, давайте будем беззаботными».
Знаки очаровывали мистера Уэбба, и он фотографировал сюжеты на тему плакатов «добро пожаловать домой», которыми встречали ветеранов, возвращающихся с войны, в окнах биллиардных залов, в рекламе, в журналах и на биллбордах. Во всех мы видим «руку человека», говорит мистер Коркоран. Даже если на фото никого нет, на них всегда есть знаки жизни, как табличка для клиентов в окне магазина: «Тэйлор умер, но бизнес, как и положено, продолжит сын».
1946 год был у мистера Уэбба очень загруженным. Он был нанят журналом «Fortune» для съёмки городского траффика, и почти сразу же – фирма «Стандард Ойл» (Standard Oil) для съёмки строительства «Эссо Билдинг» (Esso Building) в Рокфеллер Центре (Rockefeller Center).
Но не все изменения были положительными. В эту зиму Стиглиц перенёс инсульт и вскоре умер. Мистер Уэбб тяжело переживал эту потерю, и эти чувства выразились в съёмке нескольких работ, которые он считает своими лучшими.
В своём дневнике через некоторое время после смерти Стиглица, мистер Уэбб написал, что у него «совершенно нет свободного времени, но ему нравится такая жизнь». Он добавит: «Моё оборудование сейчас почти настолько хорошо, насколько можно пожелать. Правда, денег не хватает. Но, чёрт возьми, нельзя иметь всего».