
Питер Дрекслер, Фредерик Шредер, Торстон Венцль. «Холодная голова, чистые руки и горячее сердце. Жизнь и учеба в высшей школе Штази»/«Heibes Herz, kuhler Kopf und saubere Hande. Alltag und Lehre an der Hochschule der DDR-Staatssicherheit». Документальный фильм.
Санкт-Петербург. ГЭЗ-21. 5-29 февраля 2007.
Мириам Реер родилась и выросла в Дортмунде, городе, который ранее находился на территории ФРГ. Нынче она живет в Берлине, в том месте, где проходила Стена. Промышленная зона с заброшенными фабриками, жильем социалистического образца готовым к сносу и рекой Шпрее, на берегах которой где травка, где мусор, где бензиновые лужи. Район Берлин-Митте, центр города, рядом Александрплац и Восточный вокзал, а из окон Реер видна «зияющая пустота». Оживление привносят ночами участники пати, проходящих в оккупированных любителями клубной жизни сквотах, днем лошади, хозяева которых облюбовали это место в качестве пастбища.
Несмотря на строительный бум, охвативший новую столицу десять лет назад и продолжающийся до сих пор, район вокруг Шпрее оказывается нетронутым. Как будто обходя это место стороной, застраивается окружающее пространство, усугубляя контраст и делая незаселенность этих мест еще более ощутимой.
Однако зимой и летом здесь не прекращается повседневная жизнь бездомные, гастарбайтеры, подростки, ищущие приключений. В своих путешествиях по огромному пустырю Реер то подсматривает за ними, то знакомится и вступает в разговоры. Так, ей пришлось выслушать историю жизни одного из местных жителей. Берлин-Митте стал для него настоящим домом. Здесь он хранит не только домашний скарб, но и свои старые фотографии. Он показывал их Реер, и рассказывал о первой своей жене, о жизни до того, как попал на эту «свалку». «Именно тогда, стоя на снегу, и разглядывая изображения, я ощутила, что эти фотографии документация времени, которое существует уже только в воспоминаниях. Как будто бы они могли стать метафорой для всех изменений, происходящих в центре Берлина, где ничто никогда не остается таким, каким оно было раньше». Ключевым в описании мотивов, подвигнувших Мириам Реер взяться за эту серию, однако, становятся не перемены, происходящие вокруг, а пустота, образовавшаяся в месте, куда эти перемены добраться не смогли. Давно существуют планы застройки побережья Шпрее, только не известно, когда они осуществятся.

Фотографии, которые хранит встреченный Реер мужчина, здесь обретают специфический смысл они не столько напоминают о прошлом, сколько служат свидетельством отсутствия бытия в дне сегодняшнем, ведь настоящая жизнь осталась в другом времени. И в другом месте. Поэтому так бережно хранятся эти изображения, поэтому их показывают первому встречному.
Неожиданное подтверждение такой трактовки фотосерии Реер нашлось в фильме ее друга и коллеги Торстона Венцеля (родившегося, кстати, в ГДР), показанном в Петербурге после открытия выставки и вызвавшем немало вопросов. Фильм посвящен, скажем так «памяти о Штази», ГДР-ровской контрразведки. Тема эта, как ни странно, в Германии стала актуальной лишь недавно. В стране, где архивы социалистической охранки давно открыты для изучения, где бывшим ее сотрудникам путь на государственные должности заказан, говорить о «Штази» языком кино было не принято. На теме лежало табу. Фильм «Жизнь других» (в российском прокате он назывался «Агент XX7»), вышедший в прошлом году, несмотря на довольно благостный образ героя фильма стал настоящей сенсацией. Режиссерский дебют Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, претендует на Оскар как «Лучший иностранный фильм».
Документальный «Холодная голова, чистые руки и горячее сердце» (в названии фильма цитата из Дзержинского) снимали в Потсдамском университете, которому 15 лет назад отошли корпуса бывшей разведшколы. Фильм, как и фотографии Реер, связан с местом, вид и статус которого в мгновение ока изменился, как только Хонеккер объявил об отставке. Это серия интервью с теми, кто, так или иначе, связан с «логовом Штази». Преподаватели и инструктора, даже парикмахер, работавшая здесь и тепло отзывающаяся о курсантах, ректор университета, нынешние студенты. Самым удивительным оказалось то, что последние, как выяснилось, толком не знают о том, что происходило на этом месте в прошлую эпоху. Как, в свое время, сотрудники Штази не вспоминали о том, что здание школы досталось им по наследству от Абвера. Тут можно упомянуть и Гюнтера Грасса, собравшегося в конце жизни заполнить лакуны собственной памяти, когда на старости лет «честь и совесть нации» сознался, что в свое время успел послужить в рядах СС.