Вода – важнейшая часть жизни на Земле. Она покрывает три четверти нашей планеты. В своей третьей книге «Формы воды», британский фотограф Дороти Керпер Моннелли (Dorothy Kerper Monnelly) собрала 70 чёрно-белых фотографий структур и ритмических форм, отражающих взаимоотношения воды, льда, жизни и камня.
Сделанные на протяжении 35 лет с использованием камеры 4х5 дюймов, работы Моннелли отражают естественные и гипнотизирующие фигуры, созданные водой. Использование чёрно-белой фотографии приводит к тому, что фактуры, линии и формы выходят на первый план, превращая картинку в некую абстракцию, отодвигая реальное содержание на второй план. Мы встречаемся с постоянно меняющимся проявлением жизни от одного из её естественных источников. Моннелли говорит об этом так: «это волшебный подарок, встретить такие природные формы в ландшафте, и я стараюсь всегда ухватить эту естественную гармонию и ритм».
Каждая фотография имеет название в зависимости от типа формации/образца, локализации и года. Например, самая первая из фотографий, представленных в статье, обозначена «образец льда №10, Ипсвич, МА 12/1999», а ещё одна «рытвина и камни 2, река Туалэми, Национальный Парк Йосемити, КА 7/2002». Моннелли показывает нам филигранные и детальные изображения той красоты, которая, доставаясь даром, обычно остаётся вне нашего внимания. Ледяные образцы часто выглядят так сложно и совершенно, что их легко принять за картины каких-то организмов под микроскопом. «образец льда №13, Ипсвич, МА, 1/2003, благодаря своей структуре, похожей на кости скелета, напоминает рентгеновскую картинку. Этот взгляд на фотографии даёт серии большую и необычную перспективу.
Из-за того, как Моннелли фокусируется на абстрактных и точно выбранных структурах в воде, масштаб каждого изображения почти невозможно определить – это может быть одна крошечная льдинка или много. Таким образом, она играет нашим представлением о материале, на который мы смотрим. Использование ею света также отличается от одной фотографии к другой, различаются тени и тона, где-то они резче, где-то более размыты.
Моннелли создаёт фотографии, в которых вода приобретает таинственность и созидательность. Притягательность многих фотографий носит скорее медитативный, созерцательный характер, хотя сама картинка вроде бы динамична, и скомпонована смело и нестандартно. В некоторых случаях кажется, что течение воды активно старается удержаться и не покидать пространство фотографии.
Книга предлагает дополняющие один другой виды шарма. Очарование и безостановочное движение воды; неподвижность льда; древняя и бесконечная сила камня. Серия «Формы воды» служит как бы напоминанием, как красивы могут быть природные формы и структуры, окружающие нас в ландшафте. Это часто оказывается источником ассоциаций и вдохновения, и именно поэтому фотографии Моннелли ободряют зрителя. Мы должны помнить, как гармоничен окружающий нас мир, и иногда надо просто остановиться, глубоко вздохнуть и оценить эти простые вещи.
Перевод с английского Александра Курловича