Идя на выставку, я понимал контекст этой съёмки – несколько лет после смерти Сталина, самое начало первой «оттепели», для большинства советских людей – первые впечатления от европейцев – «не-совсем-врагов». Собственно, ситуация была во многом симметричной – Европа тоже открывала СССР для себя.
Впрочем, ну их, эти жизненные коллизии. Интересно было увидеть человеческий взгляд на Москву 1957 года, оценить, каков он, этот взгляд. И надо сказать сразу – Леонар Джанадда не разочаровал.
На выставке есть и «фестивальные» фото – репортаж об открытии, разные встречи и прочий фестивальный антураж. Но главное, что интересно фотографу – это люди и их жизнь, которая больше, чем фестиваль. Поэтому на фотографиях появляются рабочие, женщина, набирающая воду из колонки на улице, девочка с куклой в метро… Видно, что советские люди симпатичны фотографу, интересны как личности, а не как экзотика.
Идите и смотрите выставку. Эти фотографии – не классика мирового репортажа. Нет. Но они живые, и они – о нас. В какой-то степени и о нас сегодняшних.
Выставка Леонара Джанадды «Москва 1957» открыта во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства до 2 октября 2017.
\