Если сказать, что Сол Ляйтер относится к тем американским фотографам, которые наименее всего известны в Старом Свете, то в этом будет немалая доля правды. И хотя речь идет о работах, созданных, в большинстве случаев, в пятидесятых годах двадцатого столетия, т.е. должны они быть на слуху, но нет не все так просто. Причины две. Демонстрировались фотографии Сола Ляйтера в персональных экспозициях нечасто. Из того, что известно, в восьмидесятые годы были проведены две экспозиции в Нью-Йорке; в девяностые годы работы показывались три раза все в том же Нью-Йорке да по одному разу в Чикаго и в Лондоне. Ранее, в шестидесятых и семидесятых у фотографа не было ни одной экспозиции. До некоторых пор не было опубликовано ни одной монографии.
Специалистам Сол Ляйтер, его творчество и круг друзей, среди которых такие, как Ричард Пуссет-Дарт, Юджин Смит, Эдвард Стайхен, Генри Вулф, известны. Иначе обстоит дело с теми, кого пусть и не отнести к профессионалам, но кто фотографией интересуется. Для формирования того представления о фотографе, когда при произнесении фамилии возникает ассоциативный ряд в виде конкретных изображений, семи экспозиций за двадцать лет, из которых шесть были в США, как показывает время, недостаточно. Дело и в том еще, что не подпадают под привычные определения его фотографии ни черно-белые, ни цветные, тем более.
В композициях своих эти уличные нью-йоркские зарисовки лишены жесткости. Они экспрессивны. Они в музыкальном ритме своем поэтичны и переменчивы в настроении: от энергичного напора до волнующей легкости как могут сменять друг друга Джон Колтрейн, Эрик Сати, Майлз Дэвис или Чарльз Мингус. Они художественно абстрактны воздушны, прозрачны и нежны пересечениями необычных цветовых оттенков.
В самом конце 2005 года нью-йоркская Howard Greenberg Gallery подготовила к показу экспозицию фотографа под названием Early Color, отправившуюся затем во всеамериканское двухгодичное турне. В первой половине 2006-го вышла в свет и одноименная монография. В этой элегантной, небольшого размера книге представлено 79 цветных фотографий снятых с 1947 по 1960 гг. Одна работа датируется 1971-м годом. Стоит ли говорить, что это радикальным образом меняет существующее ранее положение вещей касательно того, что следует понимать под именем Сол Ляйтер, и каково значение этого автора в мировой фотографии.