В 1970х, Михал Кала начал снимать литейные заводы, терриконы и угольные шахты южной Польши, и рабочих, живших среди всего этого в закопчённых домах. Результаты принесли ему награды – и привели под арест.
«Силезия 1975-1985», выставка авторских винтажных отпечатков, продолжается в лондонской MMX Gallery до 4 Ноября.
Терриконы, Червёнка, 1978. Михаль Кала начал фотографировать ландшафты Силезской области южной Польши, где расположена тяжелая индустрия, в 1975, создав серию «Шлёнск» (Śląsk), польское название Силезии.
Ландшафт вокруг шахты угольной Марсел, Радлин, 1978. Используя 35-мм камеру «Exa 500», Кала создавал красивые картинки, подчёркивая их красоту печатью в стиле «тёмной графики», придававшей изображениям апокалиптический, иномирный оттенок.
Валбжих, 1979. «Моё очарование началось, когда я впервые увидел индустриальные центры Верхней и Нижней Силезии», говорит Кала. «Ландшафт был ужасен и красив одновременно. Он не менялся долгое время, с 19 века и до конца коммунизма в Польше. Я интересовался посёлками рабочих, старыми сталеплавильными производствами, угольными шахтами и огромными терриконами. Я снимал также живущих там людей. Теперь этой реальности не существует, помимо моих фото – ни этих шахт, ни терриконов».
Терриконы шахты Рымер, Рыбник, 1978. «Серые домики с дымовыми трубами лепились у дальних терриконов. Дымили и те, и другие, в некой странной гармонии. Снимок сделан в воскресный день и женщина, вероятно, идёт в церковь. Если бы можно было бы выразить все мои мысли о Силезии за эти годы в одном фото, я выбрал бы эту картинку».
Электростанция Лагиша, 1978. «Дома выглядят крошечными рядом с огромными градирнями (охладительными башнями) электростанции. Они не дымят, только испускают пар – но всё равно это место не выглядит приятным для жизни. Яркость этой печальной сцене придают окошки домов и белые клубы пара».
Рабочие кварталы возле сталеплавильного завода «Мир» (Pokój) в Руда-Слёнска, 1978. «Жилые кварталы «Familocks» постепенно оказались «у самых дверей» комбината, который рос в их направлении. Контраст форм крыш жилых домов и конструкций металлургического комбината показывает два мира, живущих в симбиозе. Пока я строил кадр, появился человек т тростью. Я подумал, что он может быть символом здоровья, подорванного на этой работе».
Мальчик с собакой, Руда-Слёнска, 1978. «Этот светловолосый мальчик в белой футболке составлял полный контраст с окружением – всеми этими домами, грязными и закопчёнными. Он просто гулял с собакой».
Терриконы 1, Червёнка, 1978. «Я должен был фотографировать дома рабочих, шахты и сталеплавильные предприятия, но гигантские терриконы на фоне окружающего ландшафта всегда привлекали меня, как нечто сюрреальное. Их геометрическая форма и контуры русел засохших водных потоков создают замечательное сочетание различных абстрактных форм. Эта серия выиграла Гран-При на Польском Биеннале пейзажной фотографии в 1979 году, в категории «Красота Польши».
«Купаться запрещено», 1978. «Я купил свою первую машину с призовых денег, полученных на разных фестивалях и фотоконкурсах. До этого, я ездил на автобусе, растворяясь в ландшафте, никто не обращал на меня внимания. Теперь я получил большую свободу передвижения, но люди везде обращали внимание на «этого мужчину, что припарковал машину у обочины». Похоже, что кое-кто из них стал тревожиться и сообщать обо мне в полицию. Я фотографировал индустриальные здания, что было тогда запрещено».
Терриконы и деревья, Валбжих, 1979. «Я фотографировал отдалённые терриконы, когда заметил приближающуюся машину. Она остановилась, и вышли три человека с каменными лицами, одетых в длинные пальто. Они проверили мои документы, которые по закону должны были быть со мной, камеру и ключи от машины. Я пытался объяснить, чем занимаюсь, но они не стали меня слушать и взяли под арест. Мне даже не позволили никуда позвонить. Моя жена долго разыскивала меня и сказала потом с облегчением – «хорошо, что это был всего лишь арест, а не что-нибудь похуже»».
Дети на велосипедах. Новы Бытом (Novy Bytom), 1978. «На следующий день меня привели в комнату, где были несколько человек с очень важным и серьёзным видом. Сначала никто ничего не говорил, мы просто молча смотрели друг на друга. Возможно, они ожидали, что я «сломаюсь» и в чём-нибудь признаюсь. Наконец я стал объяснять, что я фотолюбитель, делаю фотографии для выставок и конкурсов, и вообще «для искусства». Они по-прежнему ничего не сказали. Меня вернули в камеру и выпустили через сутки».
Катовицы, квартал Katowice Nikiszowiec «Мне вернули всё, даже камеру. Наверное, они проявили конфискованную плёнку и поняли, что я не шпион».
Террикон, Рыдултовы, 1978. Кала родился в городе Торунь, Польша, в 1948 году, и учился на авиаконструктора в Варшаве в начале 70-х. С 1974 до 1983 он работал инженером на разных предприятиях в Силезии.
Рабочие кварталы, Валбжих, 1978. Он работал в нескольких музейных коллекциях в Польше. В 2007 году он был признан одним из важнейших польских фотографов ХХ века. Эта выставка – первый показ его работ в Великобритании.