«Collective memory»
Saskia Overzee, Amanda Butterworth
Второе издание/250 копий, 2017
190 x 260 мм; 72 страницы, 5 пластиковых пластин с изображениями.
Книга фиксируется при помощи цветной резинки,
страницы могут быть разобраны и собраны заново, по желанию читателей,
в любом порядке.
Очередным поводом вернуться к одному из самых сложных, а потому интересных психологических феноменов стала постмодернистская книга «Коллективная память» Заскии Оверзи (Saskia Overzee) и Аманды Баттерворс (Amanda Butterworth) – набор снимков-коллажей и прозрачных плёнок с разрозненными изображениями, закрепленными на цветной резинке. Книгу, словно воспоминание из почти уже чужого детства, авторы приглашают собрать заново, самостоятельно определяя порядок страниц-событий и место среди них пластиковых слоев с отпечатанными деталями, с помощью которых можно закрыть фрагмент подложенной под него картинки. Редкие, но точные цитаты о характере памяти появляются среди фотографий, заставляя пристальнее всматриваться в странные композиции с проделанными в них то тут, то там круглыми отверстиями.
О человеческой памяти написаны тонны книг и научных статей, где предметами исследования выступали такие аспекты, связанные с этой человеческой способностью, как ее роль в формировании идентичности, возрастные изменения и динамика, избирательность и непреднамеренность, связь с эмоциями и терапевтический потенциал. Память часто рассматривается писателями, сценаристами и психологами как некий тайник, полный секретов, в которых мы порой не в силах признаться даже самим себе. Не является исключением и внимание к феномену памяти в области фотографии, чья суть, в общем-то, как раз тесно связана с процессами запоминания и забывания. Случайно попавший мне в руки в Брюсселе набор из плотных листов, стянутый яркой резинкой, удивил, а, при ближайшем рассмотрении, и интеллектуально увлек. Дать точное определение формату и жанру «Коллективной игры» двух художниц-экспериментаторов не так просто. Это одновременно и книга, и набор открыток, и шарада, и приглашение к соавторству. Замысловатый повод для фантазирования и исследования самих себя.
Свобода задавать последовательность книжных страниц и тот факт, что каждый читатель имеет возможность собрать из них свой собственный уникальный вариант, – это уже зеркало человеческой памяти, намёк на ее пластичность и субъективность – свойства, о которых мы редко задумываемся в обыденности. В том числе и в ситуациях продуцирования и рассматривания снимков, к которым привыкли относится с высокой долей доверия. Именно поэтому взаимодействие с меняющимся на глазах объектом затягивает: и вот ты уже, разобрав книгу на отдельные карточки, ловишь себя на игре с подглядыванием фотографий во многочисленные «глазки».
«Мы способны помнить вещи, которые никогда не были частью нашего непосредственного опыта, но воспоминания о них могут появляться, как если бы мы лично их пережили» (У.А.Вагенаар, голландский психолог, специалист в области памяти).
Автор одной из цитат, приведенной в «Коллективной памяти», Даувэ Драйшма (Douwe Draaisma) – нидерландский психолог, автор книг «Метафоры памяти», «Фабрика ностальгии», «Забывание» и многих других, – подчеркивает неоднозначный характер «картинок», запечатленных в виртуальном альбоме человеческой памяти. Воспоминания он считает в большей степени реконструкциями, нежели точным воспроизводством опыта. На их содержание постоянно оказывает влияние не то, кем мы были в процессе формирования «отпечатка» впечатления, а то, кем являемся в момент обращения к нему.
«Тетрадь памяти действительно постоянно пересматривается, причем делаем это даже не мы лично, ощущая полную степень контроля над этой ревизией, – поясняет Даувэ Драйшма. – Мы не можем самостоятельно переписать воспоминания, этот процесс разворачивается сам по себе, вне контроля с нашей стороны. И сравнивая все дальнейшие ревизии, например читая старые дневники или письма, мы постоянно поражаемся: сколько всего забыто или изменилось в ткани воспоминаний за годы, минувшие с момента их создания».
К передаче всего комплекса нюансов, ассоциирующихся с феноменом памяти, «визуальная рассказчица» Заскии Оверзи (так она сама себя определяет в колонтитулах) и дизайнер Аманда Баттерворс относятся очень серьезно. Например, избирательность и изменчивость отражены в блоке фотографий с проделанными в них отверстиями разного размера, через которые проступает фрагмент находящегося на другой странице изображения. Постоянное неосознанное «коллажирование», наслаивание на снимки пластиковых плёнок, рождающее все новые и новые аллюзии при каждом контакте с ними, выпячивание одних деталей и ретуширование других – рассматривая и самостоятельно конструируя страницы книги Оверзи и Баттерворс, все больше убеждаешься в близости воспоминания и фотографии.
Оба – результаты контакта и переработки реальности, оба хранятся в форме «картинок». Обоим свойственна безграничная, бесконтрольная природа игры без четких правил. Динамика, искажение, коллаж.
«Мы склонны считать воспоминания идеальными маленькими капсулами времени, важными записями прошедших событий, имеющих для нас значение и делающих самими собой, неизменными, словно стрекоза, застывшая в янтаре. На самом деле, память – это все что угодно, но только не это» (Джулия Шоу, криминальный психолог).
Видео-презентация книги «Коллективная память» на сайте бельгийского фотомагазина «Tipi Bookshop»