Убийство Мартина Лютера Кинга было ещё одним из «апокалиптических событий» 1968 года, как напишет «Тайм» в специальной публикации, посвящённой его 20-летней годовщине. Журнал сравнил происшедшее тогда с «лезвием ножа», которое «отсекло прошлое от будущего».
Фотографии того времени всегда занимали особое место в истории борьбы за гражданские права в Соединённых Штатах, и при приближении годовщины убийства Кинга мощь этих снимков очевидна, как и всегда. Выставка в The High Museum в Атланте, посвящённая этой теме, включает более 40 отпечатков фотографий сторонников лидера и людей, за которых он боролся. Например, работы Дорис Дерби (Doris Derby), фотографа и участника Студенческого Координационного Комитета Против Насилия (SNCC), пролила свет на «невоспетых и незамеченных женщин», как называет их музей, которые следовали за Кингом везде, даже там, где их жизни грозила опасность. Выставка состоит как из работ, давно находящихся в коллекции музея, так и из новых поступлений, начиная с работ, которые привлекли к личности Кинга внимание всей нации – такие, как Фото Чарлза Мура (Charles Moore), на котором показан арест Кинга у здания суда в Монтгомери, штат Алабама, 3 Сентября 1958 и до работы Берка Узла (Burk Uzzle) из «Магнума», изображающей Коретту Скотт Кинг (Coretta Scott King), возглавляющую марш в Мемфисе через четыре дня после смерти мужа.
Выставка также включает съёмки современных ненасильственных демонстраций, посвящённых памяти Мартина Лютера Кинга, например 50-летия марша в Селме, штат Алабама, и протесты под девизом «Жизни чёрных имеют значение»(Black Lives Matter) в Атланте, Балтиморе и Фергюсоне, штат Миссури
Фотографии выступлений движения за гражданские права помогли открыть жестокость сегрегации и дискриминации всему миру, но, как это становится ясно из истории, связанной с одной из них, сила этих фото может и ранить. Даже если фотография вызывает какие-то перемены на уровне страны, люди, изображенные на ней, могут пострадать из-за того, что их жизнь оказывается так широко освещенной.
Фотография, сделанная Гордоном Парксом (Gordon Parks) в 1956 году, «Глядя снаружи внутрь, Алабама» (Outside Looking In, Mobile, Alabama) – изображает группу темнокожих ребятишек, смотрящих сквозь решетку ограды на игровую площадку «только для белых». Она была частью эссе с названием «Ограничения: открытые и скрытые» («The Restraints: Open and Hidden»), для которого фотограф показал семью арендатора Альберта Торнтона и её опыт столкновения с сегрегацией. Дети на фотографии, по словам фотографа, «не могут понять логику», почему им нельзя попасть в это «чудесное место, в которое их не пускают», просто совсем рядом, по другую сторону забора.
«Хотя Торнтоны – мыслящие люди, и в частной беседе, вполне разговорчивые, они мало говорят о сегрегации напрямую», говорится в статье. «Причина тому – в ещё одном ограничении – постоянной боязни публично высказывать свои мысли».
К сожалению, жизнь показала обоснованность этого страха. После того, как фото были опубдикованы, дочь Торнтона Элли Ли Коуси (Allie Lee Causey) и её семья были вынуждены покинуть свои места работы и дом в округе Чокто, столкнувшись с давлением и запугиванием со стороны белого сообщества. Как ЛАЙФ признавал позже в том же году, редакторы хотели «показать одну из самых важных проблем, стоящих перед Соединёнными Штатами сегодня», но не учли всех «вероятных последствий». ( Журнал помог Торнтонам переехать в неназванное место по их выбору). Паркс, который был темнокожим, писал впоследствии, что жители городка «вываляют его (Паркса) в дёгте и перьях и сожгут» если снова увидят у себя после этой публикации.
Племянник Коуси Майкл Уилсон (Michael Wilson) сказал новостному сайту AL.com в 2015 году, что фотоэссе в ЛАЙФ «полностью изменило их жизнь, и они потеряли практически всё. Но я думаю, что из этой публикации…. Много людей увидели эти человеческие страдания. Так что, с этой точки зрения, случилось то, что должно было случиться».
«Огонь, который не зальёт никакая вода: Фотография в борьбе за гражданские права» продлится до 27 Мая 2018.
Перевод с английского Александра Курловича