Новая фотокнига российского фотографа рассмешила Мартина Парра, но местные читатели и критики вряд ли увидят в ней повод для веселья. Кто такой «Прайд» и когда же он «уйдет навсегда»?
«Однажды один неизвестный прайд
пришел на просторы средней полосы
и затерялся среди людей.
Он теперь незаметно живёт среди нас,
пока когда-нибудь не уйдет навсегда»
(эпиграф к фотокниге Ольги Титовой «Pride»)
«С завидной периодичностью они просто стали попадаться мне на глаза, и я стала их фотографировать, причем сначала – абсолютно бессознательно. Мне всегда казалось странным: как можно это купить за свои собственные деньги, надеть на себя и в этом пойти? – рассказывает об идее фотокниги «Pride» фотограф Ольга Титова. – Я долго пыталась разобраться, откуда такая популярность? Может быть, из-за желания сказки, детских воспоминаний про Айболита, Бонифация и короля Льва… Но потом поняла, что на самом деле не мы их выбрали. Неизвестно каким образом оказавшиеся в средней полосе, незнакомые тигры и львы таким способом выживают в нашей реальности. Они живые, а мы – как будто бы и не особо…»
Независимый арт-критик Ольга Несмеянова в статье «Китч как стиль масскультуры» высказывает мысль о том, что разговор о китче и его границах со временем будет приобретать все большую актуальность и рискует превратиться в разговор о будущем искусства. Проникая в разнообразные культурные сферы и пространства, он завоевывает все новые горизонты и начинает оказывать влияние и на мысли и стиль жизни человека. То, что еще лет 50 назад считалось безвкусицей и пошлостью, сегодня может позиционироваться почти как норма. Ну, максимум – легкая экстравагантность, тоска по приятной экзотике.
В поисках причин растущей популярности китча, исследовательница обращается к циклу статей публициста Владимира Глинского «В поисках терминов», где ее внимание привлекает понятие «новой сентиментальности» – тяготению людей к «новому культу доброты, позитива в жизни, умиления чувствами, формами стиля жизни и искусства, стиля жизни и поведения, сходных с проявлениями сентиментализма XVIII века». Сам Глинский описывает актуальное положение дел метафорой носящихся как угорелые лифтов и по неизвестной причине неработающими кнопками, в результате чего происходит «накапливание человеческого материала, нереализованного и неосознанного посредством социокультурных инструментов».
Поставленный в тупик интеллектуализмом и иронией постмодернизма и новым тезисом о том, что думать – это красиво, зажатый между «ужастиками, гламуром и культом героя», человек пускается в поиски чего-то, что могло бы утолить тоску по простой и понятной «красоте», дать быстрорастворимый ответ на вызовы эпохи визуальной и культурной неопределенности. Ведь музеи и галереи оказываются уже не в состоянии это сделать – кураторы и художники перестали разговаривать со своими посетителями на понятном им языке «пяти кубометров березового леса», мишек, полян и маршей в сторону светлого будущего. На помощь приходит тигр по имени «Pride», готовый унести любого в прекрасные экзотические дали и под музыку далеко не Вивальди промурлыкать что-то про далекие страны, где «всегда тепло и ясно, где всегда весна».
«Если жизнь становится все сложнее, нет человеческого в отношениях между людьми, вокруг сплошной негатив и радоваться нечему, то выход в том, чтобы этого не видеть, в искусстве не отражать, – пишет Ольга Несмеянова. – Там должен быть позитив, красота, любовь (в том числе к животным и среди животных), восхищение чувствами, собой в нереально прекрасной жизни. Если наше рыночное время сугубо практично и рационально, то искусство должно стать романтичным, экзотично нереальным, не совпадающим с реальностью».
А что может быть бòльшим антонимом климатической и культурной картины российской реальности, чем образ лениво лежащего на солнышке самодостаточного тигра? Чудного мифического существа по имени «Pride», которого фотограф Ольга Титова сделала героем своей одноименной дебютной фотокниги, уже успевшей за 2017 год засветиться на трех фотокнижных фестивалях: в Москве, Вене и Стамбуле. В центре фотоохоты Ольги – следы неуловимого живучего Прайда, выразительный принт, имитирующий расцветку шкуры хищника, который на практике доказывает как товарную привлекательность и многофункциональность, так и очевидное заполнение пустовавших ментальных лакун.
И пока сама Ольга недоуменно задается вопросами о том, как можно добровольно облачать себя в одежду, имитирующую шкуры африканских хищников, симулякр Бодрияара продолжает завоевывать все больше сердец и шкафов представителей среднего класса. С момента встречи с первым «Прайдом» в Твери в 2014 году, внимательный взор фотографа все чаще и чаще замечает пятнистые паттерны на летних футболках и вечерних платьях, пластиковых пакетах и автомобильных наклейках, полотенцах и покрывалах, фотообоях и татуировках.
Иногда «Прайд» пытается спрятаться, мимикрировать, «вписаться» в новую среду средней полосы, скромно выглядывая в прорезь окна в трескающейся раме или наблюдая осторожным желтым глазом за бытом российской глубинки с бельевой веревки, пересекающей двор. Но каким бы привычным не стал его лоснящийся окрас для тех, кто провозгласил китч нормой, от взора людей, не тоскующих по «новой сентиментальности», ему не скрыться. В декорациях химических завивок, облупленных скамеек и болотно-зеленых заборов «Прайд» не решает, а лишь усугубляет эстетический кризис и расширяет пропасть массовой безвкусицы. Апроприируя визуальный язык китча, игрой в охоту на тигра Ольга Титова предлагает нам поразмышлять на очень важные для актуального положения дел вопросы, над которыми, следуя примеру Мартина Парра, конечно, можно и посмеяться, однако почему-то все больше хочется плакать…
«Pride», 2017
Фото: Ольга Титова
Дизайн: Катя Санникова
Тираж: 100 экземпляров
Бумага: arctic polar
Формат: 172 х 210 мм, 96 полос, мягкая обложка с клапанами
Polako Publishing