Резонируя с горячими, бурными эмоциями и чувствительностью юности, эти фотографии также говорят о том, как ранит раскол страны её молодых граждан.
Серия «Перемещённая Юность» (“Displaced Youth”) Дэниела Джека Лайонса (Daniel Jack Lyons) не похожа на большую часть документальной фотографии, поступающей из Украины сегодня. Репортажи о протестах на Евромайдане, российской интервенции на юго-востоке страны и в Крыму, гражданских беспорядков в разных частях страны привели к тому, что образовалось целое половодье журналистских проектов, рассказывающих о последствиях насилия. Многие из этих проектов мощны и убедительны (вспоминается серия Тима Истмена «Гражданин войны» (Citizen of War)), но работа Лайонса заслуживает внимания, так как представляет беженцев в новом свете.
Фотографии серии обработаны ностальгическим фильтром и излучают чувство, которое было бы уместным в каком-нибудь «инди»-кинофильме или фотоподборке в Калифорнии. Но в этом самый «цимес» работы автора – его серия напоминает, по сути, любую страну, которая может оказаться очагом конфликта, или же, как здесь, в которой живут молодые люди, не имеющие особых обязательств или забот за пределами обычных дел молодости. Конечно, у этих парней и девушек хватает забот: Лайонс делал эту серию в 2015 и 2016 годах, на пике турбулентности в этой неустроенной стране.
Фотографии Лайонса привлекают внимание – и к молодым людям как таковым, и к беженцам. В последние годы множество украинцев вынуждены были бежать от военных действийна на юго-востоке страны, и это привело к наплыву ищущих работу людей в городские центры, такие как Киев. Много молодёжи приезжает туда, не имея предыдущего опыта работы, и имеют, само собой, большие сложности с её поиском. Часто они живут в лагерях беженцев. Именно на этой точке Лайонс фокусирует свой объектив.
Нередко это перепрофилированные лагеря летнего отдыха, и такое противопоставление первоначального назначения этих лагерей для отдыха и развлечения – и нынешним – очень подчёркивает расколотое состояние страны и трудную молодость, выпавшую на долю этих ребят. «Мимолётность летнего отдыха в этих местах резко контрастирует с этими поселенцами, среди которых есть семьи, которые отчаянно хотят вернуться домой, – говорит Лайонс. – Фотографии этой серии документируют жизнь молодёжи в подвешенном положении, в вечном чистилище».
Соскреби верхний слой, считает автор, и будет видна нестабильная и жестокая реальность воюющей страны. Но и этот самый верхний слой тоже надо принимать во внимание. Этот дуализм, когда обычные для юности эмоции едва скрывают глубокую озабоченность – проступает на лицах многих его героев. В то же время, мы видим невероятную стойкость юности; способность этих молодых людей понимать сложность своего положения, но при этом жить обычной юношеской жизнью, со всеми её страстями и перипетиями взросления.
Но мы не должны позволять себе просто скользнуть взглядом по этим портретам молодых людей. Глубоко в сердце истории скрыта страна, разошедшаяся по швам. Как эти раны отразятся на жизни этих молодых парней и девушек, «входящих в жизнь» во время, которое не позволяет им нормально жить? Работы Лайонса привлекают наше внимание к независимости, некоторой беззаботности и наивности, которые оказываются под ударом изменчивого и опасного окружения.
Перевод с английского Александра Курловича