Завершая серию редакционных статей, посвящённых работе австрийских фотографов, Британский Фотографический Журнал взял интервью у венского автора Клауса Пихлера (Klaus Pichler), работы которого будут представлены на групповой выставке современной Австрийской фотографии Photo London 2018.
«Всё началось случайно. Около Музея Национальной Истории в Вене есть парк, который был закрыт, как это говорится, «веками». Однажды вечером, проходя мимо, я увидел, что он вновь открылся, и я наконец мог часами смотреть в окна музея, – вспоминает Клаус Пихлер. – Одна из комнат была освещена и сцена внутри показалась мне очень странной. Это был обычный офис, но в углу его стояло полноразмерное набитое чучело антилопы». Мгновенно увлечённый этой абсурдной сценой, австрийский фотограф связался с администрацией музея, и его пригласили на экскурсию по рабочим помещениям и запасникам.
В последующие три года, Пихлер возвращался в музей один-два раза в месяц, исследуя скрытые пространства его хранилищ, офисов и научных департаментов. Фотограф открывал одну за другой комнаты, заполненные экспонатами, собранными там согласно научной классификации. Однако, случайно возникавшие внутри этой жестко организованной структуры натюрморты, создавали новые смыслы, привлекавшие внимание фотографа. Из-за постоянного движения экспонатов в этих комнатах с места на место по причине смены экспозиции и для экономии места, расстановка время от времени менялась, как и взаимоотношения предметов вместе с ней.
«Я был уверен, что научный персонал не замечает фотографического потенциала этих ситуаций, – говорит Пихлер, – а для меня это было постоянным фотографированием очень странной, изменчивой коллекции случайных натюрмортов». Глядя на эти композиции, очень трудно поверить в их случайную природу. От барсука, смотрящегося в красивое зеркало, до гигантской жабы, замаскировавшейся на деревянных ящиках для картотеки, получившаяся серия «Скелеты в шкафу» (Skeletons in the Closet) наделяет эти создания таксидермиста новым чувством жизни. «Я старался оживить их и восстановить достоинство и личность, – объясняет он, – потому что музей – воистину дом мёртвых».
Родившийся в Вене, фотограф вырос в историческом городке Юденбург в Штирии, но возвращался в столицу каждое лето, чтобы общаться с друзьями родителей. «Провести день в музее – всегда было особым событием во время такой поездки», – говорит он. Ребёнком Пихлер больше увлекался динозаврами и коллекцией минералов. Но, возвращаясь в музей взрослым, он был захвачен тем, как юные посетители музея воспринимают чучела животных, словно те живые. «Было странно ходить по залам музея, видя семьи с детьми, выглядевшими очень счастливыми. Они не воспринимали этих животных как мёртвых», – говорит он.
Несмотря на часто встречающийся иронический, шутливый посыл работ Пихлера, в них присутствует некое более тёмное глубинное течение, наряду с желанием исследовать тёмную сторону жизни. Это проходит сквозь все его работы. «Для меня фотография словно ключ, открывающий двери к скрытым сторонам общества и повседневной жизни», – объясняет автор. Это справедливо и для другой серии его работ, снятых в Вене и неподалёку от неё, названной «Утопия среднего класса» (Middle Class Utopia). Этот проект посвящён странным мирам «Садиков» (Schrebergärten, или Kleingarten) – маленьких частных садиков, дачных участков в столице и её окрестностях. Основанные в конце 19 века с целью предоставить семьям рабочих возможность выращивать свои овощи и фрукты, сегодня эти садики используются в основном для отдыха. Когда 20 лет назад Пихлер вернулся в Вену, он часто ходил по этим местам, привлечённый их странной атмосферой.
Развивающийся интерес привёл к тому, что он вернулся сюда в качестве фотографа. Пихлер начинал как ландшафтный архитектор, и этот опыт в немалой степени повлиял на его фотографический взгляд. Изучая эту внутригородскую идиллию в течение года и дольше, Пихлер запечатлел их причуды и особенности. Его фотографии населены горожанами, подстригающими свои зелёные изгороди или греющимися на солнышке на идеальных газонах. «Благодаря строжайшим правилам жизни в этих сообществах, регламентирующим как вид садиков, так и поведение их жителей, их окружает особое настроение», – говорит фотограф.
Обе эти серии, касающиеся скрытых сторон вещей и человеческих сообществ, увлекали Пихлера годами. В своём самом недавнем проекте «Это изменит вашу жизнь навсегда» (This Will Change Your Life Forever), фотограф отважился пойти дальше, исследуя иррациональный мир «нью эйдж». Присоединяясь к тематическим онлайн-форумам, посещая эзотерические ярмарки и собрания, он погрузился в этот странный и своеобразный мир. В целом, практика Пихлера – это подход антрополога, который всегда стремится изучать что-то новое и незнакомое. «В общем, – говорит он, – я люблю рассматривать пристально те предметы в обществе и моём окружении, которые обычно остаются незамеченными».
Перевод с английского Александра Курловича