В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка работ классика американской документальной фотографии Леона Левинстайна. В левой галерее буквально воспроизведена нью-йоркская улица с помеченными граффити фасадами домов, почтовыми ящиками, скамейками и мусорными мешками. Она, если верить местному указателю, может вывести на Кони-Айленд, Нижний Ист-Сайд или Пятую Авеню – излюбленные районы Левинстайна. Внутрь построек можно заглянуть и внезапно оказаться в скрытой от глаз комнате или в увешанной фотографиями проявочной.
Всего на выставке 56 фотографий, около половины из которых не имеют точной привязки к какому-либо месту: Левинстайн снимал Нью-Йорк на протяжении более чем сорока лет и, по собственному признанию, ходил и снимал практически везде. Он не интересовался коммерческой стороной вопроса и не шел на улицу «в поисках картинок, на которые есть спрос»: будучи интровертом и приверженцем Нью-Йоркской группы фотографов, Левинстайн искал пути выражения своих личных переживаний и взглядов. Он предпочитал бродить по городу в поисках очередного сюжета в одиночестве, потому как считал, что компания отвлекает от дела, а точнее от отражающей всю мимолетность и глубину момента фотографии. И увековеченные Левинстайном мгновения действительно помогают прочувствовать, каким был Нью-Йорк несколько десятков лет назад.
Левинстайн зачастую делал снимки, находясь в самой гуще толпы. Подобные многолюдные, открытые сюжеты на выставке устроились с внешней стороны «улицы», тогда как более уединенные расположились внутри «зданий». На сделанный в Центральном Парке снимок обнимающейся пары смотришь с аутентичной деревянной скамейки. Девушка смотрит через плечо мужчины со снимка, как бы «приоткрывая» интимный момент для зрителя – эта фотография встречает нас в самом начале выставки.
Снимок другой пары, сделанный в Парке Вашингтон-сквер, находится «внутри здания». На фотографии не видно лиц, запечатлены только фигуры. Как и его герои, снимок несколько скрыт от посторонних глаз: спрятался в уголке комнаты.
Вне зависимости от происходящего на снимке действия, отстраненность фотографа прослеживается во всех нью-йоркских работах Левинстайна – он всегда оставался с другой стороны кадра, показывая, как много интересного укрывается от человеческих глаз.
Левинстайн, конечно же, умел и мог выстраивать композицию по всем правилам, но позволял себе оставить в кадре лишь самые выразительные элементы. Держащуюся за руки пару он запечатлел без лиц и ног: снимок увековечил лишь романтический жест.
Бунтарское настроение нашло отражение не только в радикальном использовании пространства кадра, но и в деталях выставки: во множественном теггинге, в расположенных по всему выставочному пространству мусорных мешках и припаркованном прямо посреди экспозиции велосипеде.
Посмотреть работы американского фотографа Леона Левинстайна в Еврейском музее и центре толерантности можно до 20 мая.
Россия, Москва
Еврейский музей и центр толерантности
Адрес: ул. Образцова, 11, стр.1, лит. А
тел.: +7 (495) 645-05-50
Часы работы: Воскресенье – Четверг 12:00–22:00. Пятница 10:00–15:00. Суббота и еврейские праздники Выходной.
Касса (в том числе терминалы) закрывается за час до окончания работы Музея: 21:00 (вс-чт), 14:00 (пт)