Простые хибарки, служащие бесплатным приютом для туристов, хижины как бы погружены в ландшафт, и добраться до них можно только пешком. «Это ощущение удалённости и одиночества», – говорит фотограф.
Первая ночь, проведённая Николасом Уайтом-младшим (Nicholas JR White) в таком примитивном домике, подарила ему зрелище, которое запомнилось надолго. Вдвоем с другом они появились в Warnscale Head в Озёрном Крае и допоздна сидели, обсуждая проект, ставший затем «Чёрными Точками» (Black Dots) – а сейчас и книгой, опубликованной в издательстве AnotherPlace Press – когда, случайно посмотрев в окно, они увидели вдали Северное Сияние.
«Мы оставили все как есть, и вышли наружу, где сидели и просто наблюдали, попивая пиво, – говорит Уайт. – Это был первый вечер проекта, и это было на самом деле хорошее начало. На следующий день я снял первое фото, вошедшее в итоговую серию».
Тогда Уайт и не догадывался, сколько ещё вечеров и ночей он проведёт в хижинах в ближайшие три года – в Шотландии, Уэльсе и северной Англии. Впервые он подумал о том, чтобы сделать проект об этих бывших жилищах арендаторов и мелких фермеров, затерянных в ландшафте и доступных лишь для пешего путника, ещё в 2013 году, когда он учился в Плимутском Колледже Искусств.
«Я заканчивал свою учёбу и подумывал о том, чтобы на каникулах попутешествовать автостопом, так как никогда до того не был в Шотландии, – объясняет он. – Я наткнулся на эти хижины, и чем больше я читал о них, тем больше думал, что из этого можно сделать интересный проект».
Так началось путешествие Уайта в странный и чудесный мир хижин, что привело его к путешествиям по Британии, в течение которых он неделями не появлялся дома. Отправляясь в поездку, он одевался по походному, брал с собой провизию и крупноформатную камеру с цветной негативной плёнкой, использовавшуюся при съёмке проекта. По его словам, целью было рассказать историю этих маленьких домиков, которые стоят незапертыми и служат бесплатным убежищем каждому, кому это надо, в основном пешим туристам.
Охраняемые и защищаемые «Ассоциацией горных Домиков», эти хижины весьма просты по удобствам и обеспеченности, хотя нередко в них есть простой камин или грубый помост, который можно использовать в качестве кровати. Несмотря на это, «они неожиданно уютны, особенно когда горит камин и свечи», говорит Уайт.
Для создания проекта, Уайт посетил около 20 хижин – «совсем немного», говорит он, «ведь в Соединённом Королевстве их более ста». Стараясь выйти за рамки чисто архитектурного проекта, он также фокусируется на человеческой стороне этой истории, делая портреты встреченных людей, а также фотографируя вещи, остающиеся в домиках, несущие на себе отпечаток бывавших здесь путешественников.
Чувство того, что значит остаться в одиночестве, пронизывает эти работы, и проект в той же степени рассказывает о чувствах автора в этих условиях, как и о самих домиках. «Это рассказ и о заброшенности ландшафтов, и о том, как малы эти жилища, и о желании узнать, что же там, внутри», – говорит Уайт.
«Это ощущение удалённости и одиночества. Я использовал возможность уйти от себя обычного в эти места, и как бы отразиться в них, и это есть в получившейся работе».
Перевод с английского Александра Курловича
Партнерская ссылка – ClickChain