В Москве в Новой Третьяковке проходит выставка творческого наследия Василия Васильевича Верещагина. Выставлено несколько серий его работ – Туркестанская серия, Индийская серия, Русская серия, Балканская серия, Война 1812 года, Три казни и Японская серия. За пределами выставки остались работы, написанные в САСШ. Каждая серия работ – результат одной из нескольких поездок или экспедиций в тот или иной регион земного шара.
Представляет интерес художественный метод Верещагина. Он настойчиво визуально документирует среду, окружавшую его во время конкретной поездки. Пейзажи и животные сменяются строениями, обликом их жителей, портретами. Появляются жанровые сценки, характеризующие типичные модели поведения тех или иных племен. Молодая киргизская женщина в высоком белом головном уборе едет на быке и везет нечто прямоугольное и белое. Из пространного пояснения становится ясно – что это мать с ребенком возглавляет переезд семьи с одного стойбища на другое. Ситуация сильно напоминает современную фотографию – когда изображенное на картинке нечто не понятно без поясняющего текста.
Зачатков фотожурналистики на выставке много. Вот серия работ с однотипным названием – на одной мертвые русские солдаты, головы которых отрезают в качестве трофеев. На другой мертвые противники, убитые метким выстрелом в лоб. Создание серий, рассказывающих о каких-то ситуациях было одним из элементов его визуального стиля. Атаки кавалерии, сосредоточение войск перед атакой, результаты успешной атаки.
Жаль, что не все картины дошли до нынешнего времени – так как своим натурализмом представления жертв войны, количества смертей они вызывали недовольство правящей военной аристократии. Известно высказывание будущего императора Александра III: – «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек». Солдаты, сосредоточившиеся в тени стены перед штурмом крепости в Туркестане сохранились – а парная картина, изображающая последствия успешной атаки (трупы погибших в соотношении 3 наступавших к 1 оборонявшемуся) была уничтожена. Фон Мольтке запрещал военнослужащим посещение выставки в Берлине, опасаясь, что они изменят свое отношение к войне. По сути Верещагин предвосхитил отношение, охватившее цивилизованную Европу, когда там осознали итоги Первой Мировой. Он показал, но его не поняли и не придали значения.
Кроме показа смертельной сущности войны, Верещагин немало потрудился над созданием у зрителя опыта переживания чужой и неизвестной ему среды на основе собранной визуальной документации. Этюд базарной площади с медресе в Бухаре(?), множество этюдов дервишей превращаются в большое визуальное полотно, на котором изображен крутящийся в экстазе ата, окруженный многочисленными зрителями – мужчинами в чалмах. А на шестах – мертвые сморщенные головы русских солдат.
Доротея фон Хантельман (Dorothea von Hantelmann) придумала термин Experiental Turn (опытнический поворот – по аналогии с лингвистическим и визуальным поворотами) для обозначения направления развития современного искусства (experiential-turn) в сторону осознанного формирования у зрителя нового опыта. Верещагин (неосознанно?) проделал это сто пятьдесят лет назад, да еще и обозначил свои идеи в программной статье о реализме.
Устроители выставки явно в курсе актуальных философских представлений о роли музеев в современном обществе. По сути создана «мультимедийная» выставка – показаны релевантные предметы одежды и оружия, детали архитектурного украшения и убранства – изразцы, колонна, двери. Представлены фотоматериалы из семейного архива и слайд-шоу с современными видами тех мест. На втором этаже разбита зона отдыха с коврами и мягкими сидениями – чтобы зритель мог еще раз пережить опыт взаимодействия с наследием великого мастера.
Параллели с современностью поражают. Выставлена довольно большая картина, изображающая процесс покупки раба – мальчика. В пояснении к картине написано, что объекту торговли вероятно уготовлена судьба бачи. О том что бачи – форма сексуального рабства мальчиков, не достигших половой зрелости и использовавшихся для сексуального удовлетворения – устроители не написали, видимо помятуя о скандале с фотовыставкой Дж.Стеджеса.
Визуальный подход Верещагина очень сильно напоминает современную репортажную фотографию. Общие виды пейзажей и архитектуры, фигуры людей, портреты. Вершина – картины, табло – когда герои сюжета позируют фотографу и изображают нечто. Впрочем – современный художник не стесняется сообщить о постановке, а для документалиста-репортажника это будет тщательно скрываемым секретом.
Возможно, что визуальное документирование было прорывом в искусстве XIX века. В XX веке, особенно после WWII это станет местом славы фотографов, которые получали возможность съездить в другую, закрытую страну и создать визуальную историю о том, что там тоже люди живут. С развитием общечеловеческой глобализации – многие страны стали доступными для обыденного туризма – и репортаж уже не имеет той ценности, что раньше. Возможно, по мере кластеризации политико-экономической карты потребность в рассказе о других странах снова возрастет.
Еще одно интересное наблюдение связано с изменением визуального стиля В. В. Верещагина. Сначала он просто рисовал контуры фигур карандашом, потом стал закрашивать эти контуры маслом и постепенно развил очень высококачественные навыки светотеневого подражания реальности и воздушной перспективы. Его «Ворота Тимура» – наверное, вершина миметического стиля и предтеча современного гиперреализма в живописи. А дальше он под влиянием импрессионистов в Европе стал писать все проще и проще. Большие полотна становились все более лубочными и тяготели к иконе. Особенно заметно это в серии агиток про 1812 год. В документалистике Верещагин к началу ХХ века стал подражать Ренуару в изображении интерьеров и Эдгару Дега в жанровых картинах (особенно в его американских работах). Здесь уже сильно заметно например обрезание фигур рамой – изучение приемов фотографической композиции.
Творческая жизнь Верещагина оборвалась сравнительно рано. В молодости он готовился стать морским офицером – и погиб как моряк, вместе с подорвавшемся на мине броненосцем «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
Выставка Василия Верещагина работает в Новой Третяковке (Крымский Вал, 10, залы 60–62) до 15 июля 2018.