Но по порядку. Выставка называется «По другую сторону сна». Фотографы делят между собой небольшое пространство малого зала ГЦСИ. Даниэла Эдбург и серия «Смертельная красота». Молодые девушки умирают от сладкой ваты, бананов, торта и прочего. Ценность фотографиям приносит даже не в работе фотографа, а работа стилиста съемки. Что называется, правильно подобранные аксессуары. Сладкая вата на одной из фотографий совпадает в оттенке с поясом на платье, браслетом модели и цветами на поле. Причем, фотограф не пытается изобретать велосипед, а ориентируется на привычное восприятие цветов. Если розовый, то сладкий, воздушный, красный кровавый, голубой небесный, гладкий. Эдбург помнит про важность расстановки акцентов. В «Смерти от шоколадного печенья» на куче собственно печенья лежит опрокинутый стакан молока. Сверху на всем этом великолепии стул, на стуле девушка. Модель, кстати, смогла бы стать достойным членом семейки Адамс угольного цвета наряд, волосы, глаза и брови в сочетании с белым чепчиком. А на стене фотография стакана молока, двух чашек и тарелки печенья. Рядом с девушкой же можно отыскать только одну чашку. Может быть, отсутствие второй, а вместе с ней ее владельца или владелицы, и есть причина такого количества печенья. «Смерть на спасительном круге» пестрит рекламным сочетанием полосок, кружочков и леденцов. Такое же радужное и яркое. Бассейн и одежда девушки одного цвета. Ну а рыжие волосы вообще идеально сочетаются с бирюзовым. Если бы девушка еще на фото улыбалась, то могла бы выглядеть как лицо компании, выпускающей конфеты. Кроме того, в этой серии есть и более сложные для восприятия и для глаза работы, сочетающие большое количество полутонов и деталей. Продукты в качестве причины смерти наводят на мысли о пищевых фобиях современных девушек. Как тут не вспомнить доктрины многих систем питания: «никакого шоколада», «нет сахару», «в бананах слишком много углеводов». Еда в сознании одновременно является объектом желания и занимает место смертельного врага.
Продолжает тему страхов Кэннон Бернальдес с серией, которая и носит нехитрое название «Страхи». Маленькие квадратные фотографии, преимущественно изображающие ноги. Для этой же серии ему случилось запечатлеть ночную сорочку на вешалке и отдельно стоящие пары обуви. Вообще-то, фотографировать ноги довольно популярно. Чего стоят только однообразные кадры кедов, методично заполняющие блоги каждую весну и лето. Фотографии рук, инструмента созидания, почему-то встречаются несколько реже. Собственно, почему так всех волнуют ноги? Попытаемся абстрагироваться от всяких штучек психоаналитиков, считающих ноги субститутом половых органов. Ноги, прежде всего, являются опорой телу. Радикально меняя свою жизнь, люди говорят: «я сменил курс», «я повернул в другую сторону», «я сделал шаг в противоположном направлении». Ноги у Бернальдеса всегда находятся в каком-то специфическом положении. Торчат из-под колес машины или груды одежды, висят над землей или стоят на одной из клеток нарисованных на асфальте классиков. Своими работами Кэннон пытается дать понять людям, что даже в кажущемся безвыходным или запутанном положении у человека остаются ноги, чтобы уйти. А вот отдельно стоящая обувь на фотографиях это, видимо, уже осуществленная возможность. Ноги скинули оболочку и зашагали в новом направлении.Еще одна серия фотографий «Вымыслы» Аделы Гольдбар это землистые цвета, природа и широкий формат фотографий. В почти календарного вида пейзажи фотограф вносит какой-то кусочек декорации будь то мыльные пузыри, припрятанные на заднем плане воздушные шары, летающие шляпы или книги, раскиданные на поле, где пасутся бараны. Все это отдает ребяческими фантазиями. Взять хотя бы баранов с книгами, чем не мечта школьника?
Фрида Кало не зря приходила на ум. У представленных в ГЦСИ работ можно усмотреть духовную общность с ее картинами. Все они мешают реальность и вымысел. Название «По другую сторону сна», сулящее что-то сюрреалистическое, полностью оправданно. Видимо, именно жизнь, смешанную со сном, нужно представлять, когда думаешь о Мексике, а не пончо и кактусы. Недаром же в «Науку сна» на роль молодого человека, путающего сон и явь, взяли играть именно мексиканца Берналя.Выставка «По другую сторону сна. Современная мексиканская фотография» (куратор: Клаудиа Ароскета) проводилась в ГЦСИ (www.ncca.ru) с 5 по 24 июня.