Может быть зеленый сад,
Где на каждой ветке груши
Или яблоки висят».
(Введенский. «Сны»)
Такими строками сопровождается одна из фотографий на выставке Бориса Смирнова. На ней изображены девочка и поросенок, лежащие рядом. Девочка читает книгу, а поросенок, видимо, спит. Смирнов советский художественный деятель, фотографией лишь увлекался. Плодами его увлечения 30-40-х можно полюбоваться в Галеев-галерее. Приведенный выше пример с девочкой и свиньей отражает нежное отношение автора к природе. И не только нежность в этом. Без подлинного интереса не было бы исследования. Не правда ли, нелегкая творческая задача не только уловить, но и сфотографировать дыхание листа (серия «Приметы»)? В отличие от кино фотография не позволяет прокрутить изображение в убыстренном темпе. Необходимо дождаться, когда лист полностью выправится и потянет свой кончик к небу. Нажатие на кнопку, щелчок дыхание поймано.
В галерее придумали сопровождать фотографии строками поэтов, приятелей Смирнова, оказавших видимое влияние на его творчество. «Мы нарисуем фигурки зверей и сцены из жизни растений». (Заболоцкий. «Школа жуков»). Эти слова отчасти относятся и к серии «Пластилиновый народец». Она состоит из снимков фигур, вылепленных из пластилина. Фотограф в данном случае максимально приближается к художнику. Когда снимается необходимость искать подходящую натуру, появляется возможность визуализировать свои фантазии. Борис Смирнов направляет свой взгляд на объективную реальность и сказочно преображает ее. Например, делает коню восторженные глаза и широкую улыбку. Или увеличивает ноги человечка, делая их похожими то ли на валенки, то ли на сапоги-скороходы. Или наделяет людей непропорционально маленькими или, намекая на их сходство с младенцами, непропорционально большими головами. Эти фотографии относятся к 30-м годам, когда еще можно было выдумывать свои миры. В 40-е же война жестоко вернула СССР к действительности.
К этому периоду относится серия «Маскировка», объединяющая фотографии замаскированных объектов. Крошечная точка вдавливается в линию горизонта. Но вот идет струя дыма, и пелена спадает с глаз, перед нами корабль. Кроме того, в нескольких фотографиях Смирнова главное действующее лицо маскировочная сетка, и можно узнать, как выглядит пространство военного объекта сверху, сбоку и изнутри. Посмотреть на клетчатое небо будет особенно любопытно непричастным к военному делу. А вот сам Борис Смирнов был офицером Балтийского военно-морского флота и в годы блокады Ленинграда занимался маскировкой гражданских и военных объектов. Вероятно, фотографии из серии «Маскировка» задумывались как карточки на память.
«Архитектура войны» это серия послевоенных пейзажей. Деревья на них такие же жертвы, как и население страны в то время. Их обугленные ветви-руки тянутся к небу на фоне разрушенных домов. И не понятно, то ли перед тобой пустынный мираж, то ли развалины древних сооружений. А вот рядом висит фотография набережной. Там уже женщины на каблуках, постовой, упряжки с лошадьми. Можно было бы обмануться и поверить, что мирная жизнь и не прерывалась, если бы не одно но такие же, как и рядом с деревьями, разрушенные дома. И, наверное, такие же выжженные судьбы.
«Знаки войны» секунды жизни. Даже мельком взглянув на фотографию, ощущаешь, что это только момент, эпизод, обязательно будет следующий. Корабль двинется, кусок обрушившегося самолета упадет, чайник обязательно заберут с асфальта, а на кресло-качалку вернется хозяин. Потому что вещи должны кому-то принадлежать. На этих фотографиях материальный мир наделяется душой, он сопричастен миру людей и также выражает жажду жизни и движения.
Борис Смирнов выпадает из привычной фотографической картины мира. Творческие амбиции его были вполне удовлетворены в качестве архитектора, дизайнера, стекольщика и графика. Фотографию же он воспринимал как хобби. Это давало истинную свободу от правил и не художественный, но человеческий взгляд на вещи.