От озёр Хоккайдо до лесов Абруцци, британский фотограф Майкл Кенна (Michael Kenna) обследует ландшафты мира, чтобы снимать их молчаливых стражей.

Горы Хуаншань, Аньхой, Китай, 2017. Майкл Кенна, один из известнейших ландшафтных фотографов современности, известен своими выразительными аналоговыми работами, выдержанными в характерном элегическом настрое.

Горы Хуаншань, Аньхой, Китай, 2009. Снятые практически всегда на среднеформатную камеру «Хассельблад». Фотографии Кенны выглядят портретами, хотя на них и нет людей.

Тополя и кучевые облака, Кируи, Кентербери, Новая Зеландия, 2013. «Для меня, найти объект для съёмки – это, во многом, как встретить человека, познакомиться и начать разговор», сказал Кенна в интервью «Aperture Academy» в 2013 году.

Заснеженное дерево, гора Yangcao Учан, Хэйлунцзян, Китай, 2011. Работа Кенны характеризуется терпением и постоянством, и деревья у него – один из самых частых, повторяющихся мотивов. Их формы, графичные, часто абстрактные, увлекают фотографа.

Сосны. Unyeo Beach, Чунчхон-Намдо, Южная Корея, 2018. Он цитирует американского фотографа Гарри Виногранда, описывая свою работу: фотографирую вещи просто для того, чтобы посмотреть. Как они будут выглядеть на фотографии.

Дерево Kokdua с обнаженными корнями, река Меконг, Луангпхабанг, Лаос, 2015. Кенна говорил о своих работах как о чём-то вроде оазиса тишины и одиночества, убежища для зрителя в слишком быстро меняющемся мире.

Горная тропа, Пхёнчхан, Южная Корея, 2012. В своём интервью «Aperture Academy» Кенна рассказал о своём детстве в бедной семье, в рабочем районе Уиднеса, в Чешире. «Я был младшим в семье, состоявшей из мамы, папы, бабушки, сестры и четырёх братьев, кроме меня. Наш дом был невелик, и все пять мальчиков спали в одной комнате».

Туман в лесу, Ригопьяно, Абруцци, Италия, 2016. «Мальчиком я проводил много времени, бродя по городу и рассматривая его», продолжает Кенна. «Парк через дорогу, пруд, железнодорожная станция, мост через реку Мерси, фабрики, церковь, стадион для регби и могое ещё, часто в одиночку».

Дерево в озере Уанака, Отаго, Новая Зеландия, 2013. Кенна работает только на чёрно-белую плёнку, в стиле, который он сравнивает с минимализмом поэзии хайку.

Красивый дуб, Бротон, Оксфордшир, Англия, 2005. «Я не делаю никакой тщательной подготовки перед тем, как отправиться на съёмку», говорит он. Я иду, смотрю и фотографирую. Никогда не знаю, где я буду в ту или иную минуту, час или день».

Дерево на озере Куссаро, Акан, Хоккайдо, Япония, 2007. «Когда у тебя меньше информации», говорил Кенна журналисту и фотографу Грэму Грину в недавнем интервью, «Это позволяет воображению работать более свободно, иметь больше вариантов выбора».

Тоннель каменных сосен, Пинето, Абруцци, Италия, 2016. Многие фотографии Кенны сняты с длинной экспозицией, продолжительностью в 10 часов или больше, что подчёркивает его отношения со временем и ожиданием. «Когда вы не должны что-то немедленно делать – это роскошь», сказал он Грину. «Просто стоять и наблюдать, изучать, не имея полной повестки дня с насыщенным графиком. Это позволяет вам путешествовать в мыслях».
Выставка «Философское дерево» Майкла Кенны открыта в гонконгской галерее BLUE LOTUS до 1 июля 2018.
Перевод с английского Александра Курловича