Новая выставка работ Доротеи Ланж в лондонском Центре Барбикана позволяет бросить более широкий взгляд на жизнь фотографа, как наглядный социальный документ.
Фотограф Доротея Ланж – фигура важная и плодотворная как в истории документальной фотографии, так и в развитии фотографии как медиа. Большинство зрителей знают Ланж по её знаменитой фотографии «Мать Мигрантов», портрету Флоренс Оуэнс Томпсон, сделанному в Нипомо, в Калифорнии в разгар Великой Депрессии в 1936 году. Задумавшаяся мать, подперев щёку рукой, смотрит вдаль мимо объектива. Её дети прижались к ней и отвернулись от камеры. Со времени съёмки, эта фотография стала символом Великой Депрессии и массовой миграции Американцев в Калифорнию в поисках лучшей доли.
В отношении наследия Ланж, ассоциация с этой прославленной фотографией сыграла роль одновременно и благословения, и проклятия. Хотя имя фотографа прочно вошло в историю, её карьера находится в тени одной, хотя и выдающейся, работы, и остальные её достижения и проекты недобрали внимания. Открывшаяся в лондонском Центре Барбикана новая ретроспектива работ Ланж помещает «Мать Мигрантов» в контекст выдающейся фотографической карьеры автора. Экспозиция, названная «Доротея Ланж: политика видения» (Dorothea Lange: The Politics of Seeing), прослеживает работу и наследие фотографа через десятилетия, фокусируясь на творческом процессе, используя как готовые отпечатки, так и архивные материалы, включая номера журнала «ЛАЙФ», редакторские копии известных публикаций, а также полевые заметки и письма автора.
Экспозицию открывает подборка портретов в пикториальном стиле, сделанных Ланж в 1920-е годы. Эти образы отражают её собственную жизнь, а также придуманные истории и персонажи, с которыми она ассоциировалась в тогдашних фотографических кругах Западного Побережья. Комментируя важность этих ранних работ, куратор Центра Барбикана Alona Pardo (Элона Пардо) говорит: «Мы хотели показать её не только как одинокого рейнджера, делающего свою работу, но и как человека, находившегося в активном общении с фотографическим сообществом. Было важно начать с этого, прежде чем перейти к репортажным фотографиям для FSA, которые, без сомнения – сердце её работы».
FSA, Администрация по защите ферм (Farm Security Administration), была правительственным агентством Соединённых Штатов, созданным в 1937 году для помощи обедневшим фермерам во время Великой Депрессии. Доротею Ланж наняли для документирования состояния деревни и работы агентства. Её работы, относящиеся к этому периоду, включая «Мать Мигрантов», относятся к более широкому контексту «Миграции Пыльной Чаши» (Dust Bowl Migration), во время которой около 300 000 человек мигрировали из штатов Среднего Запада (штатов «Пыльной Чаши») в Калифорнию в поисках работы.
Хотя внимание Ланж в то время было в первую очередь сосредоточено на конкурирующих за работу сельскохозяйственных рабочих, Пардо замечает, что в них поднята ещё одна тема: «Они также рассказывают о тогдашней политике. Доротея в своих работах старалась показать несправедливость социальной политики не только в отношении белых рабочих, но и Афро-Американцев. Это была работа по заказу, и он совсем не включал съёмки Американских Филиппинцев, Мексиканцев или Афро-Американцев, но фотограф всё равно снимала их. Она просто постоянно выходила на съёмки и снимала всех, кто попал в этот миграционный поток».
Учитывая, что и сегодня Американцы и беженцы страдают от жестокого обращения и от расизма, выставка Ланж выглядит очень современно. «Доротея видела вынужденную миграцию людей, спасавшихся от нищеты, в которой были повинны действия политиков. Мы наблюдаем этап развития современного общества, и это очень важно для понимания контекста жизни в современной Америке».
Очень важно отметить, что Ланж не просто работала, фиксируя политическую несправедливость в фотографиях. Её метод был более междисциплинарным, и ретроспектива уделяет большое внимание авторскому подходу к материалу – подаче фотографий вместе с сопровождающим текстом. «Она была безусловным первопроходцем в фотографиях, но её полевые заметки показывают авторский глубокий, «следственный» подход к работе», говорит Пардо. «Ланж всегда старалась показать максимальный контекст, построить историю. Она прекрасно понимала, как сделать это наглядно. Она не была объективным документалистом в стиле Уолкера Эванса (Walker Evans) – она работала в русле собственных гуманистических взглядов, жизненной философии. Она понимала, что фотографии говорят громче слов, но старалась связать их с индивидуальной судьбой и рассказом персонажа, изображенного на фото. В текстах, связанных с фотографиями, множество местных слов, так как Ланж расшифровывала рассказы дословно».
«Политика Видения» стоит в ряду недавних экспозиций на социально-политические темы в Центре Барбикана, включая выставку «Другая Жизнь» (Another Kind of Life), представляющую работы различных фотографов с 1950-х до наших дней, рассказывающие о жизни сообществ контркультуры, субкультур и меньшинств. Пардо считает, что фотография – едва ли не самое подходящее медиа, позволяющее голосам маргинальных сообществ быть услышанными, и выставка Ланж оказывается на своём месте в этой истории. Она объясняет: «Я часто думаю, что фотография – отражение внешнего мира, и для неё естественно реагировать на происходящие в нём социальные процессы. Мы, как публичная институция, просто обязаны привлекать к этому внимание публики. Мы даём им платформу, предоставляя возможность звучать разным голосам, рассказывать о различном опыте и несхожих сторонах реальности. Иногда эти голоса горячи, как огонь, но они дают нам возможность шире взглянуть на наш хрупкий мир. Мы не просто хотим показать Доротею Ланж как пионера социальной документалистики – нас беспокоят, волнуют те социальные явления, которые она снимала. Ланж была принципиальным и неустанным поборником справедливости, и мне думается, мы должны показать, насколько её работа актуальна сегодня. Как художественная институция, мы не должны учить, но мы должны рассказать».
Это стремление естественно совпадает с импульсом Ланж показать тёмную сторону Америки, которое красной нитью проходит через выставку, отражаясь в каждой избранной фотографии, каждом архивном документе – начиная с названия экспозиции. «Доротея чувствовала, что видеть мир – уже политический акт. Фотографирование, для неё, всегда было политикой вИдения.Ей удавалось показывать и распространять среди людей взгляд на вещи и ситуации, какого не было в их повседневной жизни, и она делала, что могла. Чтобы этот взгляд попадал в СМИ. Она видела мир именно под таким углом, и это мы хотим показать нашей экспозицией».
Выставка Доротея Ланж: «Политика Видения» экспонируется в Barbican Art Gallery в Лондоне с 22 июня по 2 сентября 2018 года.
Перевод с английского Александра Курловича