В этом году первое место в конкурсе книжных макетов в рамках московского международного фестиваля PHOTOBOOKFEST 2018 получил проект «Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что» выпускника школы современного искусства «Свободные мастерские» Андрея Иванова. Яркая фотокнига с сюжетами, будто бы заимствованными со съемочных площадок фильмов Александра Роу, на самом деле – история «с секретом». Сказка у Андрея – способ работы с культурными архетипами, но также и предложение продолжить размышления о вечном парадоксе между зримым и видимым, о сути правды в фотографии. А может быть, и не только в ней.
Андрей признается, что проект-победитель вырос из его большой предыдущей работы «Индекс Идентичности», которую он снимал с 2012 по 2016. В «Индексе» автор исследовал содержание анонимных граффити и их взаимодействие с окружающим пространством, поэтому может показаться, что тематически проекты похожи мало. Что сказочного можно усмотреть в надписях анонимного коллективного граффитиста на тему Руси и русских? Однако, преемственность двух серий все же ощущается: «Пойди туда…», как и «Индекс», – о восприятии «привычного», о том, каким образом, будучи помещенным в определенный контекст, оно вдруг раскрывается новыми (ироничными) смыслами.
Вместо граффити с 50 оттенками вечно непонятой Руси в фестивальном фаворите – мотивы фольклорных сказок: иногда специально разыгрываемые, иногда – подсмотренные и достроенные в типичных декорациях общей «матушки». Манифест, притворившейся сказкой. Сказка, ставшая манифестом правды.
В бестиарии чудесных существ – и щука с прорубью, и перо Жар-птицы, и богатыри с куполами-луковками. Рентгеновские снимки яйца и иглы, препарирование матрешки, напоминающее визуальный эффект путешествий Коли Герасимова в «Гостье из будущего». Сказка, превратившаяся не в быль, а в абсурд, сквозь призму которого и ряженые ленины, разгуливающие по Красной площади, кажутся милой скоморошьей выходкой.
Не зря ведь в НЛП одним из методов работы с травматическими воспоминаниями является визуализация под цирковую музыку. Не можешь смириться с тем, что тебя окружает? Просто добавь «Comedy Club»! Начни свой день «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…»
Игривое настроение в книге звучит как стратегия выживания в реальности, понять которую можно только сменив оптику. Шут, как известно, всегда был единственным, кому прощалось говорить при дворе что заблагорассудится – ведь если приправить откровенности сарказмом и дурачеством, то реальность может даже заставить улыбнуться. А в современном мире с ролью шутов, готовых предложить ни один расклад «правды», прекрасно справляется фотография. Все мы прекрасно знаем: прав не тот, кто рассказывает, а тот, кто делает вывод – понимает «добрым молодцам урок».
Интересно, что первый победитель PHOTOBOOKFEST, японский фотограф Икуру Куваджима, в своей книге «Я, Обломов» также работал с темой рефлексии национального: и если Андрей Иванов представляет «русское» и «Русь» возможной сказочной вселенной с кремлями, милиционерами и березками, то Икуру пытается разгадать «загадочную душу», примеряя на себя образ Обломова и пристально рассматривая потолки с отстающими кружевами выцветшие обои, заплывшие сыростью электрически счетчики и советские ковры. Оба, по-разному, но все же искренне, отвечают на растиражированный стереотип о Руси, биполярно застрявшей между лубком и депрессняком. А сам Андрей признается, что, несмотря на возможную сложность в понимании всех подсказок, иностранный зритель в «Пойди туда…» получает заслуженный «сахарный леденец с ярмарки» – книга не стесняется игры, но не рискует ли улыбка плавно перерасти в гримасу ужаса…?
«Так что же, жизнь в России – сказочная?» – спрашиваю я у фотографа, рассматривая, под задорные переливы гуслей в видеопрезентации, снимки с медведями и богатырями. – «Смотря для кого. Если воспринимать жизнь в России как сказку, то в этой сказке никак не наступит «happy end». Кащей бессмертен, пока Иванушки – дурачки».
PS. Публикации фотокниги Андрея Иванова «Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что» запланирована на сентябрь-октябрь 2018 года. Издатель – Treemedia, дизайн – Андрей Иванов, типография – UP PRINT, техническое сопровождение – ABC Design, спонсор – поставщик бумаг Europapier.