Демонстрировавшиеся выставки можно было разделить на два типа: традиционные ретроспективные и исследовательские (аналитические). Вторые представляли наибольший интерес и напрямую могли быть не связаны с агентством «Магнум». Одну из таковых организовал Мартин Парр. Называлась она Colour before Color и была открыта им 7 июня в галерее Hasted Hunt. В кураторском деле фотограф не первый год известен серьезным отношением к выполнению поставленной задачи. При его участии в 2004 и 2005 гг. были изданы такие книги, как Photo Book, Volume 1 и Photo Book, Volume 2 — о наиболее значимых фотографических книгах. В 2005-ом также выступил в роли артистического директора на фестивале в Арле. В нынешней экспозиции фотограф представил 48 цветных работ шести европейских авторов.* В названии ошибки нет: правописание слова «цвет» в первом случае — это британский вариант английского языка; во втором — американский вариант. Название оригинально намекает зрителю на суть дела.
В 1976 году Джон Шарковски в нью-йоркском Музее современного искусства продемонстрировал экспозицию Уильяма Эгглстона, которая была заявлена как «начало серьезной цветной фотографии». Сегодня ее принято считать знаковой, так как с этого момента американская цветная фотография официально стала объектом внимания со стороны художественных музеев. К этому следует добавить, что прежде, и о чем напоминает нам Мартин Парр, под цветной фотографией понималась, как правило, фотография коммерческая и любительская. Ни та, ни другая не являлась предметом интереса для кураторов. В своем вступлении к Colour before Color, отдавая должное в утверждении статуса цветной фотографии в семидесятые годы и другим американским авторам — Джоелу Мейеровицу, Джоелу Стерфелду и Стивену Шору, — фотограф правомерно утверждает, что европейские мастера занимались цветной фотографией до нью-йоркской экспозиции и заслуживают равного внимания, если даже и не первоочередного. Отсюда и буква «u» в написании слова «цвет» — ничто иное, как прямой намек на предшествование, что в выставке подтверждалось более чем наглядно самими фотографиями. К тому же, европейские авторы не просто занимались цветной фотографией, но достигали в том весьма серьезных результатов.
Датчанин Келд Хелмер-Петерсен уже в 1947 году за свой счет публикует авторскую книгу модернистских по стилю работ под названием «122 цветные фотографии». Голландец Эд ван дер Элскен, переключаясь в шестидесятых с ч/б на цвет, создает изображения, запоминающиеся сюжетной лаконичностью. В те же годы снимает и англичанин Питер Митчелл: его необычно яркие краски вывесок контрастируют с мрачноватой гаммой стен домов и магазинов британского Лидса. И конечно — это испанец Карлос Перес Сикуйер. В Hasted Hunt ему отдана центральная часть выставочного пространства. Фотограф перешел с ч/б изображения на цветное также в шестидесятые годы и в семидесятых создал ряд чрезвычайно запоминающихся работ. В его случае не обойтись без ретроспективы в историю. Любое вовлечение в творческие процессы в Испании, в отличие от той же Америки, было делом отнюдь не безопасным. При режиме Франко во всех сферах искусства в стране требовалось, как известно, соблюдать определенную осторожность. И конечно, мало ли что могли усмотреть в фотографии — тем более, в такой необычной, такой невероятно цветной, какой занимался Карлос Перес Сикуйер, пусть в том и не было никакой политики. А снимал он на пляжах. Людей. Крупным планом. Сочно. Все эти обтягивающие тела купальные костюмы и резиновые шапочки — умопомрачительных, радикальных, флюоресцентных расцветок…Мартин Парр доходчиво сформулировал цель своей экспозиции и наглядно все проиллюстрировал. Фотографии шести авторов не оставляют и доли сомнения в том, что «в равной степени свежая цветная фотографическая культура» в Европе существовала до семидесятых и в течение семидесятых, пусть и не была она ни официально оформлена «в качестве направления, ни поддержана высокопрофильными учреждениями». И когда сегодня американские фотографы, работавшие в цвете и ставшие известными в семидесятые годы, испытывают возрождение интереса к своей фотографии, а не менее значимые европейские авторы пребывают в положении «относительно неясном», фотографии, представленные в Colour before Color, документально свидетельствуют о том, что ситуация эта не является отражением реального положения вещей.
* Келд Хелмер-Петерсен/Keld Helmer-Petersen (Дания), Луиджи Гири/Luigu Ghirri (Италия), Эд ван дер Элскен/Ed van der Elsken (Нидерланды), Джон Хинд/John Hinde и Питер Митчелл/Peter Mitchell (Великобритания), Карлос Перес Сикуйер/Carlos Perez Siquier (Испания)