К середине 2009 года, согласно данным ООН, количество людей, проживающих в городах, впервые превысило количество сельских жителей. Эта дата закрепила окончание важного этапа трансформации демографического портрета земли – теперь мы, официально, горожане. Будущее, по прогнозам организации, ожидается также урбанистическим: к 2050 году нас будет на 84% больше – цифра в 3,4 миллиардов (2009) вырастет до 6,3 (2050). А потому неудивительно, что фотография, являясь инструментом осмысления не только внутренних процессов «человека с камерой», но и методом исследования окружающих реалий, уходит «в города». Десять историй выпускников авторского курса Екатерины Васильевой, собранных в макет фотокниги с названием, изначально намекающим на постмодернистскую игру, – одновременно и оммаж, и символ наступившего мира.
«Автобиография города» – макет фотокниги, включающей проекты участников и участниц одноименного курса фотографа и преподавательницы Екатерины Васильевой. Несмотря на формальную географическую привязку к Санкт-Петербургу, визуальные исследования в сборнике отнюдь не ограничиваются реальной картографией. «Авторы не ставили перед собой такие задачи, – объясняет Екатерина. – Каждый скорее выбирал тему с учетом личных интересов или совпадений». Об условности темы говорит первая же серия коллективного зина. «Все трамваи на самом деле – один трамвай. Все города – один и тот же город,» – открывает парад интерпретаций Мария Кокунова. Становится понятно, что белые ночи, Неву и романтического Петра дальше можно не ждать.
За основу экзистенциального предприятия Екатерина взяла философскую пенталогию Гастона Башляра («Психоанализ огня», «Вода и Грезы», «Грезы о Воздухе», «Земля и грезы воли», «Земля и грезы о покое») и именно ее она использовала в качестве материала для лекций и обсуждений в рамках курса. «Не будучи формально связанным с осмыслением города, это собрание сочинений могло многое сообщить о темпераменте авторов, избираемых ими темах и методах работы с ними, – отмечает питерская преподаватель. – Интересно было предложить участникам трактовать психологическое восприятие городского пространства через символическую связь с четырьмя стихиями».
Что же тогда за город всматривается и «вписывается» в самого себя на страницах увесистого томика в пластиковой обложке? Для фотоисследователей, принявших правила Екатерины и Гастона, это скорее силуэт экспериментов и рефлексий. В самом широком смысле – истории о новом и старом мире и особенностях его восприятия, о том, как личное пытается адаптироваться или сопротивляться коллективному, как по-разному «я» взаимодействует с упорядоченными улицами и проспектами «мы»/«они». Образы классических «материальных стихий» огня, воздуха, воды и земли помогали подобрать метафоры, расставить на перекрестках рельс, автострад и пешеходных дорожек силки для ловли прытких смыслов.
В некоторых проектах, например у Марии Кокуновой, Натальи Гордеевой и Олеси Исламовой, избранные стихии узнаются почти сразу. Один из центральных образов серии Марии – идеологически знаковый для нашего региона красный цвет и огнедышащая птица феникс, «гуляющая» по прочерченным фотографом алым рельсам обесцвеченного города, не в силах «сойти со следа». Наталья в качестве точки опоры в системе отношений с урбанистическим пространством использует заземляющую реальность картографию и стройную материю геокоординат Питера и Тель-Авива – двух значимых для нее локаций. Олеся, «не переставая дышать городом», исследует границы человека, испытывающего его «симптомы».
Другие проекты, возможно, имеют более абстрактный характер – стихии в них различимы лишь пунктирно, но эта свобода как в создании визуального кода игры, так и в его прочтении скорее импонирует и приглашает к взаимодействию. Тем более что и выдумщица Васильева, и ее команда свои любопытные пасхалки раскладывают на самых разных метауровнях. Вот лишь некоторые из них: содержание книги построено по формуле детской считалки из «10 негритят» Агаты Кристи; Мария Кокунова, при работе над своей главой, вдохновляется и зашифровывает мотив одной из книг списка литературы, предложенной в рамках курса – роман «62.Модель для сборки» Хулио Кортасара, а Юра Павлов переосмысляет биографию Петербурга через энциклопедию питейных заведений города под ироничным заглавием «Сакральное место».
«Интрига» – еще одно слово, которое очень уместно звучит в комментариях куратора и дизайнера урбанистических портретов. И в сочетании с ней свобода и легкость подачи, нежно отсылающая к экспериментам ранних абстракционистов, шифровавших в вольную элегантность форм поиски индивидуального языка для рассказов об очень личном, превращают книгу в нечто большее, чем каталог десяти визуальных рефлексий. «Автобиография города» – история, занавешенная тонким пологом, карнавал теней, разыгрывающий спектакль на двоих, тайное ускользающее место, которое Итало Кальвино назвал бы зеркалом в негативе: «Путешественник видит в нем то малое, что ему принадлежит, и обнаруживает то, что он не получил и никогда не получит».
Автобиография города/CITYs-AUTOBIOGRAPHY_book
Авторы: Мария Кокунова, Олеся Исламова, Наталья Яковлева, Татьяна Колбатова, Юра Павлов, Елена Батова, Ира Соколова, Наталья Гордеева, Наталья Мавренкова, Юлия Артемьева
Автор идеи, куратор и дизайнер Екатерина Васильева
Формат: 233х310 мм
Объем: 170 стр
Мягкая обложка с клапанами, матовый ламинат
Скрепление: термоклей
Бумага Колор Файн 150 гр\м
Язык: Русский, Английский
Печать: Галерея Печати, Санкт – Петербург