Бывают такие экспозиции, о которых трудно говорить, но я всё-таки попробую, хотя это и похоже на знаменитое выражение «станцевать архитектуру».
Принято считать, что фотография отражает реальность. Но работы Стаса Шакарвиса отражают что-то ещё, находящееся от нашей реальности «на расстоянии толщины тени». Меня эти работы заставляют, помимо прочего, вспоминать некоторые хорошие книги, вроде Геймановской «Никогде», с «другим Лондоном», который как будто и похож на обычный, но и совсем непохож, и населён всякими странными созданиями, от восхитительных до ужасающих. Именно Гейману лучше всего удаётся передать эту зыбкую грань в тексте, и, пожалуй, некоторые работы Стаса могли бы стать – не иллюстрациями, нет – но некой созвучной реальностью для этих книг. Они так же «такие же, но не такие», и так же населены кем-то таинственным, неизвестным, то радостным, а то пугающим. Характерно, что эта населённость, характер её и настроение могут меняться, например, в зависимости от света….
Для кого-то эти работы могут быть радостными, для кого-то даже пугающими – всё зависит от резонанса, который вы ловите. Это своеобразное испытание – даже если не думать о красоте фотографий, что, на мой взгляд, трудно. Как эти работы примут вас? Как вы примете их? Будет ли на выставке та, единственная, с которой вы захотите жить вместе? У меня она нашлась.
Формально большая часть этих работ может быть отнесена к пейзажу, или же тому, что я для себя зову «малым пейзажем». Но на самом деле это как раз тот случай, когда значение имеет не столько жанровая принадлежность, сколько сама фотография. Так часто бывает у действительно сильных работ – ты входишь в них, уже не думая о классификации. Это не зависит от того, с каким именно видом искусства ты имеешь дело – то же самое можно сказать о книге, музыке или театре….
Фотографии показаны действительно хорошо. Галерея классической фотографии – одно из немногих мест в Москве, где фотографию показывать умеют и могут – и она получает таким образом возможность говорить.
В общем, выставка Стаса Шакарвиса, на мой взгляд, относится к числу реальных фотографических Событий этого года, и пропускать её нежелательно.