Память избирательна. В сознании нашем какие-то из событий прошлых лет стираются напрочь, что-то остается навсегда. Фотографические изображения не исключение. В одном из недавних интервью Питер Макгилл (Peter MacGill), директор галереи Pace/MacGill, на вопрос о том, какие из фотографий оказали на него значительное влияние, ответил, что в детстве к большинству из них стоит отнести те, что были опубликованы в книге Джона Шарковски под названием «The Photographers's Eye».* Книга эта вышла в свет в 1966 году, по прошествии двух лет с момента демонстрации в нью-йоркском Музее современного искусства экспозиции-прототипа «The Photographer's Eye» (1964). В1980-м она была напечатана снова. В 2007 году на полках книжного магазина этого же музея, появилось ее второе переиздание. В нынешнем варианте есть незначительные изменения. Издатели говорят о том, что немногим отличается шрифт, что в каких-то из случаев заметны отличия в кадрировании, но незначительные, также внесены изменения в даты рождения и смерти фотографов, где это требовалось. В целом же, книга нынешнего года представляет собой точную копию предыдущих и является одной из тех важных публикаций, что в любом разговоре о фотографии, предполагающем теоретическое, философское обоснование, следует обязательно упоминать. Причина проста она была составлена и появилась в те времена, когда подобного рода рассуждения, систематизирующие предмет фотографии и охватывающие к тому моменту более сотни лет фотографической практики, привносили в тему новую исследовательскую и аналитическую составляющую и могли формировать дальнейший ход и развитие критической мысли на последующие годы.
Прошло с тех пор более сорока лет, но нельзя не отметить, что современная фотография, по сути, несмотря на все последние технические изменения, в эстетической основе своей живет по канонам, что в 1964 году были толково озвучены в экспозиции «The Photographer's Eye». Тогда Джон Шарковски предложил вниманию зрителя пять разделов для объемного анализа и систематизации фотографии The Thing Itself, The Detail, The Frame, Time, The Vantage Point, отталкиваясь от умозаключения, что историческое развитие ее «не было линейным и последовательным, но центробежным». И в качестве подтверждения своей точки зрения проиллюстрировал все изображениями авторов известных, известных менее и неизвестных вовсе, уже в первых строках своего объяснения сказав, что в «The Photographer?s Eye» следует видеть «расследование того, что собой представляют фотографии и почему они выглядят таким образом».
* Из интервью французскому журналу PHOTO, № 440, июнь 2007 года, стр. 79
Книгу можно купить в магазине Books.Photographer.Ru Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/9, ЦСИ «ВИНЗАВОД». Тел: +7 (495) 228-11-70 |