«Одна плоть» Ольги Болтневой – фотокнига-хокку на очень сложную тему. Три строки, в которых уместились годы молчания многих.
Есть выразительные, драматические проекты с яркими сильными образами и рефреном ведущей эмоции, звенящей в каждом кадре. Есть фотокниги-надрывы, истории, «убивающие» последним кадром или объясняющим чью-то жизнь строкой маленьким красным шрифтом. А есть тонкие тетрадки со снимками, на чьем месте сложно представить что-то другое. Книги с десятком фотографий, каждая из которых – словно строка в японском хокку. Четкие слоги и точность метафор. Срыв ритма и развязка, подобная вздоху.
Именно такой книгой-поэзией представляется дебютная работа Ольги Болтневой «Одна плоть»/One Flesh, созданная в рамках книжного мастеркласса в 2018 году совместно с Юми Гото и Алексом Бокетто, – «время начала», открывшееся для автора и ее мужа Ильи с диагноза бесплодия. Далекое от интонации жалости или восхищения силой героев, часто присущей «медицинским» историям, повествование Ольги обозначает этапы и чувства пары лишь образами-пунктирами. Брак как союз фаты и галстука, рутина – как ритуал душа за пластиковой шторкой, невозможность иметь детей – как полая форма раковины.
Остается только догадываться, скольких усилий стоила трансформация личного в публичное, терапевтического откровения – в изображение, изображения – в поэзию.
Как и в любом другом проекте, к которому приложила руку японская куратор и исследовательница Юми Гото, в «Одной плоти» собственный голос имеют не только фотографии, но и элементы дизайна: развороты с клапанами, переносящие в прошлое семьи, красная нить, «сшивающая» не только страницы, но и партнеров в браке.
Последнюю можно назвать центральной метафорой хокку Ольги – цвет и тонкая линия присутствуют в аскетичной обложке, рефреном «звучат» в переплете и, наконец, расшифровываются в одном из снимков. Композиции с отстающей от стены, крохкой белой краской, напоминающей скорлупу яйца, и алой струйкой, раскраивающей геометрию на «до» и «после». Этой простой и точной математике образа можно уделить много времени. Красное, перечеркивающее белое, но не доходящее до края плоскости – боль, с которой хватило сил справиться. Мир, который балансировал на грани разделения, но сумевший остаться целым. Кинцуги отношений в настоящей семье.
О том, что бесплодие стало в истории пары стартом нового этапа говорит и сама Ольга. В описании проекта звучит не разочарование или тревога, а надежда и благодарность. «Одна плоть» – не о потере, а об обретении смысла.
«Проект «Одна плоть» – рассказ о любви. Диагноз стал отправной точкой в поиске значения брака. Осознание истинного смысла любви. Начать жить в другом, как в себе. Почувствовать стих Нового Завета «и два станут одной плотью» собственной кожей. В конце концов, семья не сводится к репродуктивной функции. Прежде всего, она о двух людях.
…Потеряв то, что казалось нам самым важным, возможность стать родителями, мы нашли реальную самую важную вещь – себя и целостность нашего брака,» – комментирует фотограф.
Кроме личной истории, «Одна плоть» поднимает еще одну тему – определение семьи. Приверженцы традиционных ценностей часто сводят этот социальный институт к функции репродукции, тем самым дискриминируя семьи, сознательно или ввиду физиологический условий не имеющие детей. Проект Ольги показывает, сколько страдания может причинять подобный ярлык парам, выпадающим из этого устаревшего однобокого определения. Брак, отношения, семья – это решение и чувства, прежде всего, двух людей. Глубинное психологическое измерение, а не физиологический механизм.
«One Flesh»
Фотограф – Ольга Болтнева
Самиздат, 2018
Ограниченный тираж, 50 подписанных и пронумерованных копий
180 x 135 мм / Твердая обложка, акриловая печать / 48 страниц + 6 сложенных страниц
Концепция, редактура и арт-координация – мастерская по созданию фотокниг (Арль, 2018, преподаватели Алекс Бокетто и Юми Гото, при поддержке AKINA и Reminders Photography Stronghold)
Фотографии/переплет Ольга Болтнева
Подготовка к печати – Юлия Тимашова
Отпечатано в Nemakulatura
Фотографии книги предоставлены Ольгой Болтневой