«Добро пожаловать! Это особенное место, все растения здесь одного оттенка, разве что немного светлее или темнее. Но идентичны тут не только они – одинаковы также деревья, океан, река, ваши лица и руки. Цвета на этом острове просто не существует. Добро пожаловать на остров дальтоников!» – таким приветствием начинает свое выступление на конференции TEDxAmsterdam бельгийская фотограф Санне де Вильде. Санне – автор серии и фотокниги «Остров дальтоников», где она подробно останавливается на феномене наследственной цветовой слепоты, поразившей, вследствие цунами 1780 года, значительное число жителей микронезийского атолла Пингелап в Тихом океане. Однако, в проекте фотограф не описывает островитян как жертв, страдающих от недостатка цветового рациона. Скорее ее вывод – в том, что это особенное состояние способно помочь нам по-новому «взглянуть» на суть человеческого взаимодействия и роль, которую в нем играют слова и цвета.
Санне де Вильде – не первая исследовательница, обратившая внимание на остров, затерянный в Тихом океане. Первым его изучал знаменитый невролог и нейропсихолог Оливер Сакс, и именно он – автор заголовка «Остров дальтоников» (The Island of the Colorblind): так называется посвященная жителям Пингелапа книга, опубликованная им в 1996 году. Вслед за Саксом, де Вильде погружается в изучение ахроматопсии, или полной цветовой слепоты, – очень редкого генетического заболевания, которым в мире страдают 1 из 30 000 людей. На Пингелапе частота дефекта среди местного населения составляет от 4% до 10%, то есть название как работы Сакса, так и фотокниги де Вильде – не метафора. Остров действительно населен людьми, которые видят мир совершенно по-другому. «Мир для жителей остров похож на выцветшую картинку», – поясняет фотограф в амстердамской лекции.
В отличие от Оливера Сакса, который прибывает в Микронезию с командой ассистентов и работает с носителями ахроматопсии как с пациентами, чьи истории болезни он опишет позже в книге в свойственной ему «клинической» манере, Санне путешествует по атоллу в одиночестве. Антрополого-медицинским её визуальное исследование редкого феномена кажется лишь на первый взгляд – в книгу действительно включены аналитические материалы разных авторов, но гораздо важнее то, что право голоса бельгийка, в отличие от Сакса, предоставляет и самим дальтоникам: они отвечают на вопросы анкеты, составленной фотографом, а также самостоятельно раскрашивают сделанные ею черно-белые снимки.
В фотокниге Санне де Вильде – три типа изображений, соответствующих трем характеристикам ахроматопсии: высокая чувствительность к свету, плохое зрение и полная невозможность различать цвета. Первый блок – черно-белые портреты обитателей атолла, второй – раскрашенные вручную снимки, и третий, пожалуй самый обширный, – результат попыток создания изображений, которые в буквальном смысле зафиксировали бы то, какой микронезийцам представляется реальность. Для достижения этой цели Санне работала с фотоаппаратом, переводящим изображение в инфракрасный спектр. Так, благодаря местным жителям, она «заново открывала» суть цвета. «Если вы не видите цвет, возможно всё!» – подытоживает девушка.
Результат инфракрасного эксперимента – джунгли цвета жевательной резинки «Bubble Gum», красное небо, розовые пальмовые лапы и фиолетовое солнце. Кто сказал, что зеленый – это зеленый? Кто решил, что цвет имеет один вариант «прочтения»?
«Что плохого в фиолетовом солнце? Давайте впустим в себя новые возможности, новые направление, новые способы видения. Почему бы и нет? Почему не разрешить дождю быть лиловым? … Как бы каждый из нас самостоятельно раскрасил мир, если бы нам представилась такая возможность? Для людей, не различающих оттенки, «цвет» – это просто слово, – рассуждает Санне де Вильде. – Мне бы хотелось, чтобы мы приняли разнообразие вариантов восприятия цвета, равно как и разнообразие вариантов самого бытия».
У де Вильде восстановление картины мира микронезийцев – мощная метафора идеи видимости как таковой. Видимости – как результата желания (и способности) замечать Другого. Замечать, понимать, принимать, не навязывая свои цвета, ценности, свое «единственно правильное» мнение о том, как, зачем и в «какую сторону» жить. На вопрос, чем для нее является фотография, бельгийка отвечает:
«Фотография предоставляет возможность вовлекаться в окружающий мир, также она позволяет нам делиться и собственным «видимым». Соединять в одной раме знакомое и новое. Это способ существования. То, как я живу, как хожу по этой земле. Несмотря на то, что огромное удовольствие кроется в тайнах, лежащих за гранью восприятия человека, передача изображения, оформление замысла, превращение движения в застывший кадр – большое приключение.
Открыться неизвестному – сложно, ведь этот шаг предполагает способность стать хрупкими, преодолеть зазор между «Другим» и тем, что у нас внутри. Известным и новым, тем, что мы имеем шанс познать при должной поддержке и содействии Другого. Фотографирование мира вокруг может отразить, кто на самом деле живет у нас внутри. Получается, что в людях я фотографирую саму себя».
«Остров дальтоников» – предложение поразмышлять о вуайеризме современного человека, о концепции «другости», страхе «чужого». Также он поднимает и философскую дилемму, транслирует повод задуматься не только о сути цвета, но и о зримом мире – в самом широком смысле. «Это не высокоморальная книга […], а скорее удивительно трогательный сборник, который информирует и интригует читателей, расширяя наши знания о бесконечном потенциале фотографии как инструмента и постоянно развивающегося языка», – подытоживает Азу Нвагбогу в своем эссе «Портрет острова дальтоников», приведенном в работе де Вильде.
Санне де Вильде/Sanne De Wilde
Остров дальтоников/The Island of the Colorblind
Hannibal Publishing, 2017
Дизайн: Tim Bisschop
Печать и переплет: die Keure Binding, Брюгге, Бельгия
ISBN 978949267 706 8
В материале использованы фотографии книги «Остров дальтоников» Санне де Вильде.
Фото Ольги Бубич