В его фотографиях можно прочесть историю СССР и России за сорок лет. Дети и старики на вокзалах и рынках, случайные прохожие на московских улицах и друзья, запечатленные в коммунальных квартирах, ненадолго «встретились» в Музее Москвы – их объединила выставка Михаила Дашевского «Родное ретро. 1962 – 2002».
МОСГОРТУР рассказывает историю десяти работ, перед которыми вам точно захочется задержаться.
Любитель со стажем в пятьдесят лет
Михаил Аронович родился в 1935 году в столице. Он увлекся фотографией еще школьником. Сначала снимал «всякую фигню», затем – однокурсников, а позднее на кадрах стали появляться уже «вменяемые сюжеты из жизни».
Специальность у Дашевского совсем не творческая – после школы он поступил в Московский инженерно-строительный институт. Окончив гидротехнический факультет, работал на Сталинградской, а затем и на Братской ГЭС. В 1960 году его пригласили в Научно-исследовательский институт. Там Михаил Аронович занимался защитой зданий от вибраций метрополитена на протяжении сорока лет.
Его карьера фотографа началась в 1969 году, когда знакомый предложил стать участником клуба «Новатор». Здесь Александр Хлебников и Георгий Сошальский учили правильно снимать, ходить по музеям, читать хорошие книги и не врать. В 1994 году один из членов фотоклуба, Михаил Голосовский, предложил Дашевскому организовать его дебютную выставку в Красногорске. Затея удалась.
Его работы показывали не только в России – в Третьяковской галерее и Музее архитектуры, в музее РосФото в Петербурге и музее Метенкова в Екатеринбурге, но и за рубежом – на выставках в Америке, Германии, Польше и Чехии. Стаж Михаила Ароновича – более полувека, однако он до сих пор называет себя любителем.
Творческие принципы Дашевского
Дашевского вдохновляют душевные переживания – он реагирует на то, что его задело. «Если твоя душа отзывается, то ты ахаешь и нажимаешь, ахаешь и нажимаешь», — говорит он.
С одной стороны, снимки фотографа – документ, с другой – его впечатления от происходящего. Поэтому Михаил Аронович называет себя типичным впечатленцем, а свой метод – «документальным импрессионизмом».
Герои Дашевского – люди, которых он считает своими. Он наблюдает за ними со стороны и снимает так, чтобы они об этом не догадывались – иначе выйдет «полное фуфло». Постановочные фотографии для него – редкость.
Он убежден, что вдохновлять нужно улыбками, однако «разговор о плохом» у него получается лучше, потому что плохое в нашей жизни его ранит. «А дальше уже моя задача, чтобы это поранило и вас», — объясняет фотограф.
Снимок для американского посла
Этим кадром Михаил Аронович особенно гордится. Работа сделана в 1978 году в Калининской области. На ней дядя Коля – сосед Дашевского по деревне, где он летом отдыхал с семьей. Он сфотографировал его за починкой косы.
«Я его так снял, как надо было снять», — с гордостью говорит Михаил Аронович.
На снимке дяде Коле всего 43 года.
История получила неожиданное продолжение. Дашевский решил подарить этот снимок уезжавшему из СССР американскому послу Джеку Мэтлоку, который ему нравился: «Пусть там, в Америке, смотрит на него и вспоминает о стране, в которой был». Фотограф оформил портрет в рамку и отправился в посольство, но, подойдя к нему, увидел спущенный флаг – как выяснилось, посол уже уехал.
Тогда Михаил Аронович отправил готовую фотографию товарищу, который эмигрировал в США, и попросил вручить Мэтлоку. Друг выполнил просьбу – Дашевский получил от посла письмо, где сообщалось, что портрет висит у него в кабинете.
«Я добился, чего хотел – Россия у него все-таки осталась перед лицом. Это воспоминание, которое меня тешит», — рассказывает фотограф.
Самый экстремальный кадр
Сложнее всего Михаилу Ароновичу дался кадр «Ночное кафе» (1962 год). Несмотря на спокойный сюжет, съемка получилась экстремальной.
В тот вечер Дашевский шел в гости к близким друзьям, жившим на Самотеке. Фотограф был почти на месте, когда увидел потенциальный кадр – силуэты людей за запотевшим стеклом кафе. Он тут же кинулся к автобусу и поехал домой, на Солянку.
«Я схватил фотоаппарат, зарядил его высокочувствительной пленкой, схватил треногу, которая шаталась, вернулся к кафе и стал судорожно снимать, чтобы успеть. От этой спешки пленка порвалась, но один снимок все же оказался хорошим, — говорит Михаил Аронович, — и я с чувством выполненного долга отправился к товарищу».
С тех пор Дашевский всегда носит фотоаппарат с собой.
Репортаж с балета
Единственный репортаж на выставке – с сенегальского балета, который приезжал в Москву в 1965 году. Балет был представлен в саду «Эрмитаж», в большом концертном зале. Публика ожидала, что покажут «Лебединое озеро по-сенегальски».
«И вдруг на сцену выскакивают молодицы, одетые только по пояс. Остальное у них представлено на всеобщее обозрение, и там «этого всего» много», — рассказывает фотограф.
По его словам, первый вздох зал сделал, когда девушки появились на сцене, а второй – когда начали танцевать: «Поначалу было взбудораженное состояние, но, когда люди стали смотреть на танец, они забыли, что артистки голые. Вот она – великая сила искусства».
В чайхане
Фотография сделана во время командировки в Ташкент в 1972 году.
«Сидит пожилой человек, даже старый. Ноги босые, перед ним – пиала. «Караваны проходят, все течет мимо», а он спокоен. Это Восток – неторопливая жизнь», — говорит Михаил Аронович.
Дашевского привлекло выражение глубочайшего спокойствия на лице восточного человека, и он попросил разрешения его сфотографировать. Он делает это почти всегда, например, когда находится за границей: «Все зависит от натуры – ты либо хам, либо вежливый человек».
Дочь рыбака
Один из любимых кадров фотографа сделан в 1960 году во время семейного похода. Туристы уже причалили к озеру и собирали байдарки, чтобы погрузить их в попутную машину, а потом добраться до города Няндома (Архангельская область). В это время Михаил Аронович решил поснимать на берегу и увидел девочку.
«Сидит девуля, вроде, смотрит на меня, но не видит. Меня пронзил этот взгляд. Когда я ее снял, она среагировала на щелчок и улыбнулась», — рассказывает Дашевский.
Автопортрет
Этот автопортрет, как бы сейчас сказали, селфи, фотограф сделал в 1962 году. Он проходил мимо гастронома и увидел на витрине зеркальный шестигранник, в котором отражалась одна из центральных улиц.
«У меня родилась идея показать больше города в одной работе, а не с помощью серий. Эта зеркальная штучка помогла это сделать», — говорит Михаил Аронович.
Наша коммунальная кухня
Снимок сделан в 60-е годы. Дашевский с мамой жили в коммуналке. Вместе с ними квартиру делили еще двадцать человек.
Детали на фотографии передают атмосферу советского быта: кухонный шкафчик, тряпка, кастрюли. На подоконнике – старинные утюги, не дающие окну захлопнуться, а рядом – голубь.
«Самое трудное было – уговорить голубя, чтобы он не улетал», — шутит фотограф.
Таня Гусева на кухне
Еще один кадр из советской жизни и одна из немногочисленных постановочных работ 70-х годов. На ней дочь товарища, Бориса Гусева. Михаил Аронович сфотографировал Таню на коммунальной кухне.
«Нам доставали ворованные пленки, которые мы делили в фотоклубе. Снимать на них по тем временам можно было очень хорошо, но, когда мы печатали фотографии, была видна пыль, которая попадала на пленку. Я вручную, через лупу, закрасил белые пятнышки тоненькой кисточкой, и вдруг – фарфор стал фарфоровым, железо – железным, а сковородки чугунными – то есть ощущение на кадре стало вещным», — говорит Дашевский.
В парикмахерской
Работа сделана в 60-х годах. В очередной раз проходя мимо парикмахерской около дома, фотограф обратил внимание на открытую фрамугу. Его привлекла перспектива.
«Был уже вечер – на улицах зажгли фонари, а в парикмахерской шла своя жизнь. Там не были сосредоточены на том, что их фотографируют. И я туда как бы влез», — объясняет Михаил Аронович.
Помимо открытой форточки, перенестись в картину помогают предметы на подоконнике – они создают ощущение реальности.
После демонстрации
На снимке – площадь Ногина. После первомайской демонстрации 1978 года люди складывали свои транспаранты и флаги и отдыхали перед тем, как разойтись по домам.
«Вроде бы все лихорадочно радостные – демонстрация кончилась, сейчас пойдем по домам, а у девушки лицо грустное. В этом конфликте интерес фотографии», — говорит Дашевский.
Увидеть другие работы фотографа можно в третьем корпусе Музея Москвы до 24 февраля.
Фото предоставлены Михаилом Дашевским и Музеем Москвы
Фото с выставки – Антон Усанов