В Москву Эндрю Мура привезла студия M.A.C. (это его первая выставка в России). До этого Мур приезжал сюда самовольно, и в итоге даже издал книгу своих российско-советских фотографий. Советских не потому, что сделаны они были в эпоху Союза, а потому, что особенное вдохновение у Мура вызывают сохранившиеся (довольно многочисленные) свидетельства советского образа жизни, следы государственного притязания на частную жизнь и поблекшие со временем, но от этого ставшие, пожалуй, еще более фактурными, символы имперской роскоши и неограниченного величия. На пресс-конференции фотограф с увлечением рассказал, что интерес к коммунистическому режиму связан с детством. Дома у него были установлены жесткие домашние правила, и даже действовала домашняя полиция. Поэтому на эмоциональном уровне он отлично понимает природу несвободы. С 2000 по 2004 он побывал во многих городах. На выставке есть снимки из Петербурга, Иркутска, Улан-Удэ, Ялты, Соловков и других мест, честно говоря, не слишком экзотических даже для иностранных туристов.
«Зеленые грузовики» название другой работы Мура. На заднем плане купола церквей и бледное истощенное небо. На переднем покосившийся деревянный забор с железной сеткой, а за ним военные грузовики с радарами и вышки. Но ситуация, как это часто бывает на фотографиях Мура, не просто очевидно и как-то по-простому парадоксальна, но еще и символична: и грузовики, и монастырь находятся на Соловках. Трагически историческое место выражает себя в столкновении двух институтов войны и церкви, двух коммуникационных пространств уничтожения и молитвы, двух образах человека воина и священника. И снова самого человека на снимке нет, но именно он является главным действующим лицом и точкой средоточия разнонаправленных возможностей существования.
Одна из немногих фотографий, на которых у Мура присутствует человек «Натурщица», сделанная в питерском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Немолодая женщина на фоне развешенных тряпок и рядом с красной кастрюлей сидит на столе. Рядом повернутые к стене картины, выглядывающий из-за фанеры рукав поношенной дубленки, отставленная на стуле дамская сумка, полиэтиленовый пакет. Трогательная нищета мелочей и умиротворенный взгляд героини создают неожиданно композиционное совершенство.
Вообще-то, в Нью-Йорке Мур занимается фотографией архитектурных зданий. «Архитектура интересует меня как символ, способный показать историю страны и изменения вещей», сказал он на пресс-конференции. Ни на одной его работе действительно нет отчетливого интереса к архитектурным формам. На фотографиях, сделанных во Вьетнаме или на Кубе, появляется, скорее, антиархитектура интересные постройки, трансформированные и хорошенько обжитые людьми или наоборот, похожие на явления природы, а не продукты сознательной деятельности человека. Внутри причудливой оконной арки протянута веревка, и сушится белье, посеревший предвечерний город напоминает огромные валуны на берегу моря.
Один из любимых архитектурных объектов Мура театральное здание. Правда, фотограф выбирает особое время еще не работающий театр (как в Иркутской опере, где стулья покрыты полиэтиленом, а позолоту на потолке вот-вот закончат наносить) или уже разрушенный (как в Улан-Удэ, где из дыры на потолке льется на разбросанные по полу доски совершенно божественный луч света). А в Гаване Муру удалось отыскать стоянку велосипедов, расположенную в заброшенном театре с почерневшими и облупившимися балконами и довольно жутко выглядящей раскрошенной сценой. Похоже, интерес к театру у фотографа совершенно не случаен. Он отражает его взгляд на вещи. Ведь что обычно попадает к нему в объектив? Кресла, из которых торчит набивка, начавшие осыпаться стены, грязные заколоченные окна и все те предметы, которые, не перестав быть собой, уже являются немного руинами. Ход времени Мур схватывает через состояние вещественности, и это всегда тот момент, когда жизнь становится чуть-чуть похожа на спектакль. Фотографии Мура фиксируют ту почти незаметную для глаза границу, когда вещи перестают быть вещами для других и становятся вещами в себе.Красное пианино, в этом смысле, довольно типичная его работа. Оно было сфотографировано в «Артеке», и бог знает сколько пионерских песен звонкими голосами было за ним спето. Представляете: лагерь «Артек», пианино «Москва», бьющий в глаза красный свет и смутные воспоминания о сотнях песнях про любимую родину? По-моему, лучшего моноспектакля про Россию и не придумать.
27.09 21.10.2007 Московский центр искусства, улица Неглинная, 14