Этот мрачный и странный черно-белый мир Роджера Боллена. Мир, заключенный в одинаковые и жутковатые квадраты, более похожие на герметичные камеры для буйных. Этакая кунсткамера ожившего и обретшего материальные очертания человеческого помутнения рассудком и всех возможных клаустрофобных страхов, иллюстрация блужданий по лабиринтам болезненного, воспаленного бредом сознания. Паноптикум необъяснимого и документально нефотографируемого. Персонажи этого паноптикума окружены странными артефактами. Впору сказать — черт знает чем. И расположены они в пространстве забрызганных и непонятно чем, опять же, измазанных, грязных стен. Тут везде перекрученная проволока и пружины; диваны, корзины, маски и мягкие игрушки; щенки, кролики, мыши и петухи; картонные коробки, рисунки. Тут — какие-то и вовсе бессодержательные предметы. Но, тем не менее, все они на своих местах, и во всем видна режиссура и определенная логика. Но, одновременно, все это совершенно необъяснимо: в местах совершенно для того не предназначенных, не отведенных и немыслимых, в функциях — абсолютно невозможных. Нечто ассоциативно близкое инсталляциям Йозефа Бейса, картинам Фрэнсиса Бэкона и Пьера Алешинского одновременно.
Фотограф визуально и эмоционально изматывает. Привыкших к стройной гармонии и четким ассоциациям может, наверное, и вовсе раздражать. Истощенный мужчина, склонившийся над цветочным горшком, и металлическая дуга на стене, в противовес. Пара белых щенков в квадратных аквариумах. Вертикальные, черные и серые, полосы на стене с подобиями детских рисунков в них. Лапы белого петуха, вываливающегося из бумажного пакета, что в руках фронтально стоящего перед объективом мужчины. Вытянутая промеж двух холстов рука с сидящим на ней белым голубем и две пары пяток внизу. На этом фоне некое подобие материализации в сознании, из нечто совершенно необъяснимого, вполне осязаемого по форме объекта — этот раскручивающийся над головой огромный шар из переплетенной проволоки — кажется даже исключением. В одном из интервью 2003 года фотограф заявил, что его задача как художника заключается в том, чтобы создавать чрезвычайно сложные по содержанию изображения, с большей степенью ясности по форме и с большей же степенью визуальной насыщенности. Смысл должен быть многослойным и являть собой «эстетику настолько же двусмысленную, насколько и непостижимую». В контексте всех возможных трактований творчества Роджера Боллена любым из взявшихся за это дело критиков данные слова фотографа стоит, пожалуй, понимать как исходную в стремлении подвергнуть собственному анализу его работы. При условии, конечно, наличия желания сподвигнуть себя на это.
Книгу можно купить в магазине Books.Photographer.Ru Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/9, ЦСИ «ВИНЗАВОД». Тел: +7 (495) 228-11-70 |