Восточный Лондон, его постоянная суета и неразбериха, его галереи, мечети, бутики, синагоги, рабочие, государственные дома, кондоминиумы, не говоря уже о траффике и продуктовых лавочках, наполняющих воздух ароматом карри…. всё это может вскружить голову нового человека.
Это и произошло с Жозе Сарменто Матосом. Он переехал в Восточный Лондон из Португалии, чтобы учиться в аспирантуре при Лондонском колледже связи и делил жильё с другом своего друга. Он не знал города, а до места учёбы было полчаса на автобусе. Это стало его дорогой к открытию, научившей его управлять гомоном Ист-Энда, распаковывать его кусочки и снимать их с помощью своей камеры.
И каждый день, работая над своей степенью в документальной фотографии и фотожурналистике, он практиковался в вороватом искусстве уличной фотографии, куда бы он ни пошел.
«Моя камера побуждала меня ходить больше, исследовать больше, больше наблюдать и узнавать о городе», – говорит он, «и особенно об Ист-Энде». Он также оттачивал свои навыки, открывая Восточный Лондон – слой за слоем. Он обнаружил, что перекрёстки и архитектура Ист-Энда творят волшебство со светом и тенью, а цвета и мультикультурализм дают массу возможностей для творчества.
Через пять с лишним лет и многих тысяч снимков, «Документирование Восточного Лондона» показывает избранную фотографом часть города и его свой, «фирменный» стиль. Игра света и тени и выделение отдельных объектов в кадре делают его фотографии похожими на живопись Барочного мастера Караваджо, который подчёркивал сцены в своих картинах драматичным, контрастным светом.
Фотографирует ли он пассажиров, покупателей, продавцов или людей на пикниках, мистер Сарменто Матос всегда иллюстрирует классическую истину: умение, место и время могут превратить заурядную сцену в нечто большее.
«Документация Восточного Лондона» началась, как упражнение «с целью составить личный фотообраз этой части города», – говорит мистер Сарменто Матос. В итоге она превратилась в визуальное документирование меняющегося культурного ландшафта этого традиционно «рабочего» района Лондона. Восточный Лондон стал более трендовым, чем был когда-либо, с кучей мест, где можно дорого поесть, выпить или жениться, и гораздо меньшим количеством мест дешевых. Модно одетые люди, попавшие в кадр, не просто проходили мимо.
Тридцатилетний фотограф уже показывал свой Восточный Лондон в Лиссабоне, и надеется на скорое издание книги. Сейчас он работает как фрилансер для «Нью-Йорк Таймс» и других изданий, а также преподаёт фотографию в Лондонском Колледже Коммуникаций. В 2015 агентство «Магнум» внесло его в свой список «30 фотографов, не достигших 30 лет» (“30 under 30”).
«Восточный Лондон» – не совсем обычный для автора проект, исключение на фоне таких пабот, как «Манила перед Дутерте» (Manila Before Duterte). Он как раз закончил двухлетний проект о судьбе португальской диаспоры в Венесуэле и «обратной» диаспоры – людей, вернувшихся оттуда в Португалию.
«Обычно в моей документальной работе я стараюсь больше копать в глубину», – говорит фотограф, – но иногда, надо сделать перерыв. Когда я в Лондоне, да и вообще на городской улице, я отдыхаю от таких интенсивных уровней общения. "Документация Южного Лондона" в чём-то противоположна моей обычной работе, это такая вуайеристская часть меня».
Перевод с английского Александра Курловича
Оригинал опубликован на сайте The New York Times