Недавно в анонсе презентации новой книги Артура Бондаря во Владивостоке вместо словосочетания «визуальный археолог», которым фотограф описывает род своих занятий, я прочла «визуальный архитектор». Сначала не заметив погрешность, я погрузилась в размышления об изящности подобного определения. «Визуальное», естественно, относилось к фотографии, «архитектура» – к возведению и переосмыслению композиций разных миров. Проект Эндрю Мойзи «Американское братство» хочется называть именно так. Провокационная фотокнига преподавателя Корнеллского университета исследует архитектуру невидимых структур власти, ища истоки насилия в идеологии элитных колледжей и токсичной маскулинности.
Подзаголовок, с которым в прошлом году «Братство» собирало средства на публикацию проекта Мойзи, четко определяет концептуальные рамки, внутри которых фотограф пытается установить связи. «From frat house to the White House, in photographs» – «из братства – в Белый дом». Материалы семи лет съемок закрытого студенческого сообщества в Беркли предлагается сопоставить с архивными документами: старыми иллюстрациями и описаниями ритуалов братств образца XVIII века, когда организации с названиями, заимствованными из греческого алфавита, только начинали появляться в престижных колледжах США.
Стилизация под «старые добрые времена» присутствует не только в содержании фотокниги, но и в ее дизайне: мягкий кожаный томик черного цвета с золотыми буквами и звездой имитирует настоящие руководства, первые уставы университетских братств. Острая критика рождается на стыке смыслов, жуткого контраста, возникающего от столкновения двух реальностей: братств джентльменов и лидеров мнений, которых, согласно замыслу, были призваны формировать подобные сообщества, и сегодняшних реалий культа власти, насилия и жесткости – «воспитавших» Трампа, Вайнштейна и «75% американских президентов, сенаторов, судей, епископов и управленцев, клявшихся в преданности и благородстве». Все они прошли через извращенные ритуалы, агрессию и развязные секс-вечеринки, организуемые подальше от посторонних глаз. И, с таким «бэкграундом», многие сегодня находятся у руля страны и принимают решения, влияющие на жизнь нации.
Идея первой фотокниги о прошлом и настоящем закрытых братств родилась у американского фотографа и преподавателя не сразу. В интервью «Bird in Flight» он вспоминает, что доступ к закулисью он получил через состоявших в одной из таких организаций брата и друга. Камеру среднего формата молодой Мойзи тогда везде носил с собой и «документация» происходящего казалась естественным занятием. «Понимание, насколько важной и жутко недооцененной является сегодня тема американских братств, пришло много лет спустя», – рассказывает Эндрю.
«Сначала я не рассматривал братства как какую-то специфическую общность – они ничем не отличались от любой другой группы людей. Есть там, как и везде, хорошие ребята, есть и свои засранцы, кто-то интересный, кто-то – скучный. Чтобы понять ее «начинку», достаточно представить случайную толпу из 30 или 40 человек.
Ритуалы братства и разные типичные для них занятия я рассматривал как правила поведения в группе, за небольшим исключением – более легким доступом к жилью, друзьям, алкоголю и симпатичным девушкам. И если кто-то, «за закрытыми дверями», вел себя не очень хорошо – ну, это их личное дело. Однако, отношение изменилось после фотографии с собакой. Этот эпизод наглядно показал присутствие групповой динамики, в негативном смысле оказывающей влияние на мир вне братства. Издевательства группы ребят над животным – словно кривая насилия, выходящая за пределы того, что можно принять и понять. Она выходит «за рамки» снимка и самого братства.
[ …] Для многих американцев из более низких экономических классов, особенно раньше, братства были способом изучить высший класс. Эти братства – одна из ступеней социальной лестницы США. Американским мальчикам там преподают последние уроки перед выходом в мир мужчин. Кто-то, во время учебы, понимает, что он больше не желает быть связанным с братской маскулинностью, другие же рискуют никогда так и не осознать, кем они стали или, быть может, являлись и раньше».
Фотокнига «Американское братство» попала в списки «лучших фотокниг 2018» по версии «TIME» и «BUZZFEED», однако значимость работы, проделанной Мойзи, и смелость его критики сильных мира сего, оценили не все. Колин Фларти, журналистка ресурса, посвященного вопросам американского образования, в недавней статье на «Inside Higher Ed», отметила, что Мойзи не имел права фотографировать девушек, присутствующих на вечеринках братства, без их письменного согласия. Ведь появление их снимков в «компрометирующих позах» в подобного рода публикации может нанести возможный ущерб их репутации, озабоченно подчеркнула автор «Согласие на снимок тоже имеет значение».
Дебаты о тонкостях интерпретаций понятий «личного» и «публичного» в американской фотожурналистике – не новость. И избежать двух позиций по этому вопросу, особенно когда к ситуации «подключается» гендерный параметр, невозможно. Однако, совершенно очевидно, что без целеустремленности и критического подхода фотографа проект «Американское братство» рисковал бы никогда не случиться, а темное закулисье «элитных» университетских сообществ – так и остаться «личным делом» его участников и участниц, а не панорамой социального феномена власти – в том числе и как предмета созависимости. Проекты, подобные «Американскому братству» вскрывают архитектуру невидимых идеологических структур, называя своими именами жуткие вещи, которые, по разным причинам, стали восприниматься как норма.
Некоторые сцены, изображенные на фотографиях Эндрю Мойзи, могут вызывать реакции отвращения и шока. Но знать об обратной стороне «воспитания власти» необходимо. Например, чтобы формировать критическое мышление и принимать адекватные решения в самых разных ситуациях: от согласия посещать сомнительные вечеринки и пытаться строить карьеру попытками понравится «парню с большим будущим» до голосования за кандидата, который обещает «вернуть мечту».
Эндрю Мойзи/Andrew Moisey
Американское братство: иллюстрированное руководство/
The American Fraternity: an Illustrated Manual
Мягкая обложка, кожаный переплет
ISBN-13: 978-1942084556
144 страниц; 96 изображений
Daylight Books