В 1976 году, в возрасте 18 лет, фотограф Грег Жирар (Greg Girard) отправился на другой конец Земли, в город, о котором он знал очень мало. Новая фотокнига «Токио-Йокосука: 1976 – 1983» обобщает его опыт.
Краеугольным камнем для интереса Грега Жирара к восточной Азии послужила одна фотография. Он увидел её в фотографической книге «Время-Жизнь» (Time-Life) – линия горизонта с современными небоскрёбами в гавани Гонконга в сочетании с традиционными кораблями (джонками). «То, что происходило на этой фотографии, пробудило во мне желание поехать туда, – вспоминает Жирар. – Это была смесь элементов, которые, казалось бы, не должны быть вместе, но вотограф поймал их в один кадр». Пасмурное небо пронизывали блики от неоновых вывесок, словно в его родном Ванкувере. «Я думал об этом позже, – продолжает автор. – Фотограф сделал привычное экзотикой, а экзотику привычным».
Уставший от суеты Ванкувера, восемнадцатилетний Жирар забронировал место на транспортном судне, идущем в Гонконг из Сан-Франциско. Фотограф был поражен переполненностью и «вертикальностью» города: «Столкновение всего сразу на улице». Так много было отличий от родной страны – и так много общего. Вместо того, чтобы искать экзотику, Жирар позволил себе снимать именно похожее. «Вместо того, чтобы избегать попадания знакомых вещей в кадр, я целенаправленно искал их», – говорит он.
Хотя и пленившись Гонконгом, фотограф вернулся в родной Ванкувер. И его поездка в Токио в 1975 году стала его вторым визитом в восточную Азию. «Я встретил молодого Австралийца в Брунее, и он мне описал Токио так, как я никогда не слышал раньше», – вспоминает Жирар. Эта встреча побудила его увидеть Токио самому. «Этот путешественник описывал манерное поведение кондукторов на железной дороге – как они действуют, когда поезд прибывает или отправляется – и стилизованные манеры продавщиц в супермаркетах», – рассказывает фотограф.
Вернувшись в Ванкувер снова, Жирар ещё раз вылетел из Лос-Анджелеса в Токио в начале 1976. Его первоначальный план был исследовать не только этот город. Но и ряд других мест. Но, попав в Токио, фотограф был околдован. «Было совершенно очевидно, что я попал в научно-фантастическую книгу – именно эти слова пришли мне в голову, пока я смотрел на город из окна поезда», – объясняет он в предисловии к своей книге «Токио-Йокосука: 1976-1983», состоящую из фотографий, снятых за две долгих «командировки» в Японскую столицу, в 1976-77 и 1979-80 годах. Публикация – третья часть трилогии фотокниг, собирающих воедино работу Жирара от юности до начала третьего десятилетия его жизни. В трилогию входят также «Под Ванкувером» (Under Vancouver), 2017, состоящая из фотографий родного города автора, сделанных между 1972 и 82, и «НК:РМ», 2017с работами, снятыми в Гонконге с 1974 до 89.
Токио был первым городом чужой страны, который Жирар исследовал «в глубину». Работая дома, он документировал Ванкувер, используя город, словно художник холст или вышивальщица канву для создания произведения. Снимая 35-мм камерой, он обходил город из края в край, добираясь до даунтаунов с их ветхими домами и усталыми жителями. Так же, пешком с камерой в руках, Жирар обходил и Токио. «Это было что-то вроде дневника, – говорит фотограф. – У меня появился аппетит к этой работе, стремление сделать это место своим через фотографию… Ты ходишь по улицам и «раскадровываешь» их, как бы присваивая таким способом».
В 1976 году Токио был ещё далёк от того города, каким он стал сейчас. Но, столица находилась в процессе трансформации, и Жирар сумел это увидеть. «Это привлекло меня, – говорит он. – Хотя город был уже суперсовременным, это не было так широко известно. Он ещё не попадал на обложку "Тайм"». После нефтяного кризиса 1973 года, который поставил под удар промышленность, японцы вложили деньги в высокотехнологичные компании. Это вызвало быстрый рост таких фирм, как «Сони» (Sony), «Тошиба» (Toshiba), «Санио» (Sanyo) и «Панасоник» (Panasonic) и превратило страну в мирового лидера модернизации.
Фотографии Жирара отдают должное городу в движении: улицы, полные людей, купаются в переливах света неоновых вывесок; молодые гангстеры и бизнесмены, посещающие районы «ночной жизни». Элегантно одетые мужчины и женщины в парках, и калейдоскоп интерьеров жилья. Привлекла внимание Жирара и ещё одна тема. Изучая сеть военных баз США, оставшихся в Японии как последствия войны, фотограф был заинтригован. «Их вид поразил меня, – вспоминает он. – И по уикендам я стал ездить на поезде в Йокосуку (примерно час на юго-запад от Токио). Жирар открыл странные американские микромиры, «миры в себе». Этот опыт стимулировал его интерес к «культуре баз», которая стала затем его главной темой.
Жирар уехал из Японии в 1988 году. Он принял приглашение BBC TV – сопровождать новостную группу в качестве звукорежиссёра. «Масса работ, сделанных в Юго-Восточной Азии, лежала в архивах и не просматривалась много лет, – говорит он. – Тогда мне было интересно снимать и снимать, интересен сам процесс работы, я не думал о последующем». Оглядываясь назад, фотограф обнаружил, что некоторые вещи, маловажные тогда, приобрели со временем новые значения и смыслы. Создание книг несло в себе и новые вызовы. «Трудность с каждой публикацией состоит в том, чтобы правильно подать работы, выстроить и последовательность, которая выглядит единственно правильной, – говорит он. – Самая главная проверка – будет ли эта работа интересна людям из тех мест, которые ты снимал».
Перевод с английского Александра Курловича
Оригинальный материал опубликован на сайте BJP