Когда любимому человеку ставят диагноз «рак», это обрушивается тяжким грузом, под которым чувствуешь изолированность и невозможность освободиться. Однако, для фотографа Софии Габриель, этот эмоциональный груз стал поводом не изгнать или подавить тяжелые мысли, но сформулировать их через творчество. После того, как она узнала, что несколько членов её семьи болели этой болезнью, она стала искать в физических и цифровых архивах информацию, связанную с каждым из них. «Я перерыла в архивах всё, что было связано с историей моей семьи, с диагнозами, лечением, выздоровлением и смертью», – объясняет она. Полученные в результате этой работы фотографии составили серию «Беспокойство о плодах, которые птицы не станут есть» (Worry for the Fruit the Birds Won’t Eat), которую Габриель описывает как «исследование невидимого мира через оптику, химические взаимодействия и другие процессы, позволяющие сфотографировать то, чего не видит простой глаз».
Работая в архивах, Габриель одновременно работала со своей личной травмой и растерянностью. «Это был всепоглощающий процесс, как в физическом, так и в эмоциональном смысле. Изображения, которые я делала, проходили параллельно с событиями в моей семье в это время боли». Каждое открытие в архиве давало Габриель новое направление для дальнейшего поиска, так что в итоге у ней оказалось много точек для сравнения наборов изображений, полученных из различных источников. «Поставленный отцу диагноз рака простаты на четвёртой стадии привёл меня к исследованию хирургии, а диагноз рака лёгких у деда – к рентгену, особенно после того, как я увидела на снимках те самые уплотнения в лёгких, признак заболевания. А коллекция растений, ядовитых и лекарственных – отражение альтернативных медицинских подходов к лечению рака».
Выбрав историческое изображение, Габриель использовала старые фотографические процессы, чтобы работа содержала её фотографическую практику. Она оставляла каждое изображение под стеклом, чтобы собрать пыль, волоски и подобные следы времени, а затем переснимала несколько раз, чтобы получить негатив со следами естественного износа. «Было что-то исцеляющее в погружении в процесс создания этих фотографий, трансформирования их научной сущности в нечто персональное и поэтическое. Я оставляла их собирать пыль в тех местах, что были важны для меня и моей семьи».
После перефотографирования картинок, Габриель помещала негатив в загрязнённую воду, добиваясь частичного разрушения эмульсии, чтобы подчеркнуть художественную сторону проекта. «Я делала это, сидя на пристани в Пенанге, в Малайзии, – объясняет она. – Я думала о том, как чистая вода бежит из крана, и как она возвращается в природу загрязнённой или попадает в ил. Это была такая невидимая опасность, заинтриговавшая меня, и я хотела внести её ощущение в свою работу. Микробы из грязной воды выедают части эмульсии на плёнке, оставляя свои отметки на негативе, который я потом печатаю».
Это включение в фотографический процесс разложения и других видов вмешательства стало частью исцеления самой Габриель, оказав ей помощь в восстановлении душевного равновесия в сложной ситуации. «Этот проект начался как простой процесс копирования, но затем он стал поэтической формой для выражения моего горя, когда казалось, что я бессильна восстановить контроль над собой. Мне была нужна эта работа, особенно когда, после смерти дедушки Барри я чувствовала, что больше ничего делать просто не могу». Получившиеся изображения сфокусированы на соотношении видимого и невидимого в процессе болезни, и на том, как это получает материальное отражение в аналоговой фотографической практике Габриель.
Перевод с английского Александра Курловича
Оригинал на сайте LensCulture