Люка Миссони сравнивает фотографирование Луны и съёмку портретов людей. «Вы никогда не сможете сказать, что сделали достаточно фотографий Луны, потому что все они отличаются, – говорит он. – Как и люди, Луна каждый раз имеет другое выражение». Это было открытием всех бесконечных деталей, изменений, которые поддерживали горячий интерес Миссиони к ближайшему небесному телу. «Она всё время меняется, – восклицает он. – Я могу продолжать фотографировать её без конца».
Спутник Земли очаровал Миссиони, когда фотографу было 11 лет. Родители подарили ему на Рождество маленький телескоп, и его захватило открытие того, что лунная поверхность не просто плоская, но на ней есть множество самых разных деталей и структур. В отличие от далёких туманностей и галактик, лишь неясно видимых в телескоп, долины и кратеры на поверхности Луны, кажется, можно потрогать. «Я много раз видел Луну раньше, – говорит он, – но только теперь осознал это».
Это открытие привело к своеобразной одержимости Миссиони Луной, что в дальнейшем послужило началом для большого исследовательского проекта, который художник оформил в виде книги. «Атлас Луны» заключает в себе работу, сделанную более чем за два десятилетия, и отражает неугасающий интерес Миссиони к небесному телу. Они варьируют от запутанных линий покрытой кратерами поверхности Луны, серий цветных плёночных фотографий, отражающих различные её фазы и естественный серый цвет поверхности, до фантастических разноцветных снимков, аранжированных в сюрреалистические композиции.
Миссиони не воспринимал «Атлас Луны» как художественное начинание. Скорее, проект начался, как личный квест – исследовать и понять Луну в её кажущихся бесконечными вариациях. «Сначала я вообще не думал о художественной стороне», – объясняет Миссиони, который, несмотря на своё детское увлечение, начал снимать ночное небо только после двадцати лет. Его родители расширяли своё офисное здание, и Миссиони попросил, чтобы они включили в проект небольшое помещение с раздвижной крышей, которое стало его персональной обсерваторией.
Именно оттуда он стал наблюдать и фотографировать спутник Земли, используя 12-дюймовый телескоп для создания её детальных изображений. «Я смог составить карту своего исследования, получить фотографии, которые я мог анализировать, которым удивляться», – объясняет фотограф в интервью куратору и критику Маурицио Бортолотти, которое открывает книгу. «Даже повторяющееся путешествие превращается в исследование, когда условия постоянно меняются».
Это как фотографировать людей – у Луны не бывает одного и того же выражения
Увлечение космосом сыграло важную роль в более широкой художественной работе Миссиони. Сын Оттавио и Розиты Миссиони, основателей ведущего Итальянского дома моды Миссиони. Более 20 лет он руководил разработкой трикотажных изделий, а также занимался дизайном Мужской и Спортивной коллекции, прежде чем стал художественным директором архива фирмы. В 1997 году, он презентовал коллекцию мужской моды на основе жакардовой ткани, основанную на узорах, изображающих различные астрономические объекты, такие как луны Юпитера, кольца Сатурна, созвездия и галактики.
«Атлас Луны» одновременно и научна в своём исполнении и художественна по производимому эффекту. «Мой посыл был научным, – объясняет Миссиони. – Фотографирование Луны началось как научный квест – с целью увидеть, как она меняется при различном освещении поверхности, и я всегда пытался снимать её в одном размере и тональности». Все фотографии, вошедшие в «Атлас Луны», сделаны с одной и той же точки, одним и тем же инструментом, чтобы сохранить эту последовательность. Единственным переменным параметром была линия терминатора, медленно перемещающаяся по лику Луны. Создавая контраст – между светом и тенью, днём и ночью – линия терминатора, или, что тоже самое, линия тени, подчёркивает жесткость лунной поверхности. Реальность, описанная Галилео Галилеем в брошюре «Звёздный Вестник» (The Sidereal Messenger), опубликованной в Венеции в 1610 году, которая вдохновила Миссиони и подарила ему удивление, которое он испытывал и продолжает испытывать, наблюдая за небесным телом (текст приводится в предисловии к альбому). «Я различаю две части [Луны], которые называю, соответственно, более яркой и более тёмной, – писал Галилей. – Яркая часть, кажется, окружает и пронизывает всё полушарие; но более тёмная часть, как своего рода облако, обесцвечивает поверхность и делает её как бы покрытой пятнами». Подобно тому, как эффект света и тени акцентируют черты лица, линия тени выделяет несовершенства лунной поверхности: «Именно этот вопрос крайностей и заставляет вас двигаться», – объясняет Миссиони.
Однако, открытие того, что он может изменить Луну, используя цвет, усилило интерес художника. Сиена, охра, жженая умбра, светло-красный тон, терра роса, глина – во второй части книги Луна приобретает множество оттенков. Необычные, часто неузнаваемые образы. Толчком к играм Миссиони с тонами послужило прочтение им разговоров астронавтов, пытавшихся определить реальный цвет спутника Земли. Некоторые говориле о желто-коричневой окраске, другие настаивали на серой. Белый свет Луны, уловленный камерой – это результат отражения солнечных лучей от её сероватой поверхности. Этот свет содержит в себе бесчисленные оттенки, и готов расщепиться в радугу. Миссиони понял это и отразил отдельные оттенки на фотобумаге, чтобы создать свои сюрреалистические композиции.
«Когда мы видим Луну в небе, мы не замечаем, как она меняется, – говорит Миссиони. – Книга должна подчеркнуть эти перемены». Независимо от того, просматриваете ли вы отдельные картинки или опубликованную серию – на каждом изображении Луна разная. Как метко выражает это Миссиони, такой взгляд позволяет нам рассматривать Луну – переменчивую, каждый раз немного другую, и почти совсем неизвестную.
«Атлас Луны» опубликован издательством Damiani.
Оригинал: BJP-online
Перевод с английского Александра Курловича